В 2016 году горно-металлургический комплекс Украины начал выходить из затяжного кризиса, обусловленного российской агрессией на Донбассе. Хотя часть Донецкой и Луганской областей и остались на территории, не подконтрольной Украине, военные действия там утихли. Это позволило организовать снабжение сырьем и сбыт готовой продукции через линию разграничения. Как результат – стабилизировалась работа Алчевского металлургического комбината, Донецкого и Енакиевского заводов.
Благодаря улучшению железнодорожного сообщения с прифронтовым Мариуполем увеличились производственные показатели меткомбинатов ММК им. Ильича и “Азовстали”. По данным ОП “Укрметаллургпром”, в 2016 году было произведено 23,6 млн. тонн чугуна (плюс 8% год к году) и 24,2 млн. тонн стали (плюс 6%). Несколько уменьшились показатели в добывающем секторе: снизилась добыча руды (74,7 млн. тонн, минус 7%) и производство концентрата (62,6 млн. тонн, минус 6%). А вот выпуск окатышей увеличился на 3%, до 22,4 млн. тонн.
На 2017 год имелись планы увеличить выпуск металлургической продукции, однако оказалось, что передышка, возникшая в работе отрасли год назад, была временной. В конце 2016 года ряд общественных организаций инициировали блокаду транспортного сообщения с неподконтрольными территориями Донбасса. Невозможность доставить сырье и вывезти готовую продукцию осложнили ситуацию в таких сегментах экономики региона, как металлургия и добыча угля. Один за другим останавливались заводы и шахты. К весне 2017 года ситуация накалилась до предела, и власти так называемых ЛНР и ДНР заявили о “национализации” крупнейших предприятий. О потере контроля над своими активами сообщили в “Метинвесте” и ДТЭК Рината Ахметова, “Донецкстали” Виктора Нусенкиса и других компаниях. В ответ на это власти Украины официально поддержали блокаду. Состоялся окончательный разрыв экономических отношений с оккупированными территориями.
Важным фактором влияния на металлургию страны оставалась нестабильная деятельность Авдеевского коксохимического завода (АКХЗ, Донецкая обл.). Это одно из крупнейших предприятий Европы, обеспечивающее коксом металлургов группы “Метинвест”. Оно расположено практически на линии боевых действий. Длительное время электроэнергия на АКХЗ поставлялась с оккупированных территорий. Более того, две действовавшие с 2015 года до начала 2017 года линии электропередач проходили над линией фронта, из-за чего их регулярно повреждали, и завод без тока переходил на тихий ход.
Лишь к весне 2017 года удалось построить две новые линии со стороны контролируемых территорий. Благодаря этому энергоснабжение предприятия и Авдеевки в целом существенно улучшилось, а поставки кокса металлургам нормализовались. Смена караула Остальные предприятия ГМК Украины также лихорадит.
Наиболее проблемный актив – Днепровский МК (ДМК, Каменское) корпорации ИСД. Меткомбинат способен производить более 3,5 млн. тонн чугуна и стали в год, однако простаивал с марта 2017 года. Сложности начались гораздо раньше из-за дефицита оборотных средств и зависимости от поставок кокса с родственного предприятия в Алчевске (осталось на оккупированной территории). Решением проблемы могло бы стать привлечение стороннего инвестора, однако конфликт между акционерами корпорации ИСД (Сергей Тарута, Олег Мкртчан и группа институциональных инвесторов из РФ) долгое время не позволял определиться с вектором спасения ДМК.
Судя по событиям, произошедшим на меткомбинате летом, акционеры решили привлечь к управлению команду, близкую к “Метинвест Холдингу”. Со второй попытки в июле генеральным директором утвержден Александр Подкорытов, ранее возглавлявший Енакиевский МЗ “Метинвеста”. С ним пришло еще несколько топ-менеджеров с предприятий холдинга Рината Ахметова/Вадима Новинского. В конце лета ДМК выдал первую товарную продукцию. Это позволило улучшить показатели сектора, по итогам сентября металлурги страны выплавили чугуна и стали практически на уровне января, то есть до потери контроля над предприятиями Донбасса.
Изменения происходят и в украинском дивизионе группы “ЕВРАЗ”. Еще в 2016 году в него входило три предприятия. На сегодняшний день на 100% “евразовским” является только “ЕВРАЗ Днепровский МЗ”. “ЕВРАЗ Баглейкокс” в прошлом году продали пока неизвестным инвесторам, сделка должна быть закрыта до конца текущего года. А летом 2017 года покупателем горно-обогатительного комбината “ЕВРАЗ Сухая Балка” стали структуры бизнесмена Александра Ярославского, который постепенно аккумулирует разноплановые активы, ранее принадлежавшие владельцам с российскими корнями.
Неожиданной сложностью для промышленников стали акции протеста на железорудных предприятиях Кривбасса в мае 2017 года. Работники Криворожского железорудного комбината, “ЕВРАЗ Сухая Балка” и “АрселорМиттал Кривой Рог” достаточно организованно и практически одновременно потребовали от владельцев предприятий поднять им заработную плату в долларовом эквиваленте до уровня 2013 года. Со временем их требования несколько смягчились, а после повышений окладов на 15-20% и вовсе забылись. Но надолго ли?
В 2017 году начался новый виток противостояния металлургов и ломозаготовителей, связанный с ограничением экспорта лома черных металлов из Украины. В прошлом году на законодательном уровне была введена пошлина в размере 30 евро за тонну металлолома, вывозимого из страны. Металлурги отмечали ее положительное влияние на обеспечение стратегическим сырьем. Действие пошлины закончилось летом 2017 года, поэтому пришлось по-новому включать все доступные способы лоббизма. Однако попытка продлить ограничение еще на два года провалилась – президент Петр Порошенко ветировал законопроект. Парламентарии оперативно поддержали новую версию документа с учетом пожеланий гаранта – продлили пошлину, которая фактически является запретительной, только на год. Возможно, это окажет позитивное влияние на загрузку металлургических предприятий, особенно “Интерпайп Стали” и “Электростали”.
Еще одним потенциально позитивным моментом для группы “Интерпайп” может стать инициатива Таможенного Союза по снижению пошлин на производимые ею трубы. Российский рынок несколько лет назад был крупнейшим для компании Виктора Пинчука, но сейчас его доля сократилась в разы Важную роль в сохранении возможностей металлургов играют инфраструктурные проекты.
В частности, речь идет об увеличении “Укрзализныцей” пропускной способности железнодорожного участка на Мариуполь, а также об ограничениях в портах Азовского моря, которые могут возникнуть в результате строительства Россией моста через Керченский пролив. 8 месяцев 2017 года металлурги Украины закончили с очередными антирекордами. Так, наша страна выпала из топ-10 крупнейших мировых производителей стали. В этот раз, похоже, всерьез и надолго.
По данным “Укрметаллургпрома”, выплавка стали сократилась на 16%, до 13,8 млн. тонн, чугуна – на 20%, до 12,8 млн. тонн. Также снизилось производство железорудного концентрата (на 5%, до 40,3 млн. тонн) и окатышей (на 13%, до 13,1 млн. тонн). Это значит, что рудокопы не смогли перенаправить высвободившееся железорудное сырье на экспортные рынки. Компенсатором для отрасли выступает улучшение ценовой ситуации на рынке металлопроката и возобновление работы Днепровского МК. При текущей социально-политической ситуации в стране (особенно на восточных рубежах) горно-металлургический комплекс Украины в лучшем случае сохранит нынешнее положение. На отдельных металлургических предприятиях (“АрселорМиттал Кривой Рог”, ММК им. Ильича) реализуется несколько крупных инвестпроектов, которые позволят увеличить выпуск готовой продукции. Однако их завершение не окажет существенного влияния на показатели отрасли и ее вес в экономике страны. Это будет оптимизация технологических и экономических процессов внутри металлургических компаний и холдингов Украины. (Дело/Металл Украины и мира)