Подмосковный Загорский трубный завод (ЗТЗ), ставший в 2017 году новым поставщиком труб большого диаметра для “Газпрома”, решил приобрести собственные вагоны-штрипсовозы для перевозки широкого стального проката. В компании объясняют необходимость этого “фиктивной нехваткой” вагонов на рынке. В отрасли крупнейшим оператором штрипсовозов называют Трубную грузовую компанию (ТГК) Александра Карманова, причем другие трубники уже сталкивались с проблемой дефицита парка в 2011-2012 годах, когда другая компания господина Карманова – ЕТК – эксклюзивно закупала вагоны у украинского “Днепровагонмаша”.
ЗТЗ сообщил, что обзавелся парком штрипсовозов (штрипс – стальная полоса-заготовка для производства сварных труб.- “Ъ”), который позволит перевозить свыше 50 тыс. тонн листового проката в месяц и полностью закрыть потребности завода в вагонах для доставки листа. Сумма сделки, объем парка и продавцы вагонов не раскрываются. По оценке экспертов, приведенной “Интерфаксом”, речь идет примерно о 250 вагонах. Источник “Ъ” среди трубников подтверждает это. Широкий лист, необходимый для выпуска труб большого диаметра (ТБД), перевозится по железной дороге только такими вагонами. Мощности ЗТЗ – 500 тыс. тонн труб в год.
ЗТЗ, совладельцами которого являются гендиректор Денис Сафин и (по словам господина Сафина) однокурсник Владимира Путина, партнер “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры” Николай Егоров, не так давно начал активно пробиваться на трубный рынок. В 2017 году ЗТЗ получил допуск к поставкам на ремонты и инвестпроекты “Газпрома”. Завод предложил скидку к цене конкурентов в 15-20%, что спровоцировало сложные переговоры между газовиками и трубниками. “Северсталь” при этом решила, что лучше будет зарабатывать на новом конкуренте, и договорилась о поставках ЗТЗ 180 тыс. тонн проката в 2018 году.
Глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров отмечает, что штрипсовозы в России не закупались с 2012 года, а в 2017-2018 годах размещен один заказ на Заводе металлоконструкций (ЗМК), который к марту выпустил 155 штук. Штрипсовоз на рынке стоит от 3 млн. руб., то есть ЗТЗ мог потратить на закупку вагонов около 750 млн. руб. В 2018 году доставка листа своим парком “обойдется на 50% дешевле”, чем по старой схеме, уточнил замгендиректора ЗТЗ Игорь Гусенков. Но главная причина – экономическая безопасность, объясняют в компании. “Приобретение штрипсовозов позволяет нам закрыть вопрос так называемой нехватки вагонов для обеспечения прокатом”,- подчеркивает Денис Сафин. С кем шли переговоры об аренде вагонов, он не уточнил. По словам Михаила Бурмистрова, основным оператором штрипсовозов в РФ выступает ТГК Александра Карманова, но свой парк есть и у других металлургов и трубников.
У ТГК самый большой парк штрипсовозов, подтверждают источники “Ъ” в отрасли. Другой актив господина Карманова – Евразийский трубопроводный консорциум (ЕТК) – крупнейший поставщик и перевозчик труб для “Транснефти”. ЕТК закупает трубы у четверки крупнейших игроков РФ – Ижорского трубного завода (ИТЗ) “Северстали”, ОМК, ТМК и ЧТПЗ. ТГК использует штрипсовозы производства ЗМК и украинского “Днепровагонмаша”. В 2012 году после жалобы ЧТПЗ ФАС выдала ЕТК и “Днепровагонмашу” предписание убрать положение об эксклюзивности поставок ЕТК штрипсовозов (отказ в поставке вагонов получала и ТМК). В ТГК не ответили на вопросы “Ъ”. Но источник, близкий к компании, полагает, что ЗТЗ решился на покупку штрипсовозов, чтобы снизить риски, возникающие при работе с операторами или арендованным составом, поскольку “дефицита сейчас нет”.
В “Северстали” арендуют штрипсовозы для перевозки листа со стана-5000 на ИТЗ. У ОМК есть стан-5000, но лист перевозится в трубные цеха на автомобилях. ОМК владеет и штрипсовозами, которые востребованы, когда Выксунский метзавод использует импортный лист, у компании есть и опыт аренды вагонов ТГК. В ЧТПЗ и ТМК это не комментируют. Ряд собеседников “Ъ” в отрасли сомневаются, что ТГК могла действовать в интересах крупнейших трубников, отказывая ЗТЗ в вагонах. Все были не в восторге от выхода ЗТЗ на рынок, говорит один из них, но “договариваться об ограничениях для конкурента можно, только если предлагаешь что-то взамен”. (Коммерсант.ru/Металл Украины и мира)