В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная “стена” должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат “Арселор Миттал Кривой Рог”.
Жалобу от АМКР Межведомственная комиссия по международной торговле рассмотрела 2 июля и признала, что в ней приведено достаточно информации на предмет того, что импорт прутков мог осуществляться по демпинговым ценам и что это несет угрозу национальному товаропроизводителю. После этого подозреваемым в демпинге дали месяц на письменное оправдание. На рассмотрение материалов, полученных от всех сторон расследования, МЭРТ зарезервировало себе 2 месяца. Таким образом, уже осенью можно ждать окончательного решения. И вряд ли оно окажется приятным для металлургов из соседних стран. Под угрозу санкций попадают 2 предприятия – Белорусский металлургический завод (Жлобино) и Молдавский металлургический завод (Рыбница, территория непризнанной Приднестровской республики).
Судя из материалов расследования, в поставках стальных прутков из Беларуси в Украину было два всплеска: в 2014 г. объем экспорта вырос на 2894 %, в 2017-м – на 934 % (сравнение трех кварталов данного и предыдущего года). С молдавской стороны всплеск зафиксирован только один, но тоже неслабый. Объемы импорта оттуда выросли за 3 квартала 2017 г. на 2759 % против показателя за аналогичный прошлогодний период. При этом, как отмечает АМКР, и белорусская, и молдавская сторона предлагала прутки по цене ниже, чем криворожский меткомбинат. Для украинских потребителей это, конечно, плюс, но для АМКР – недополученная прибыль.
Опасения криворожского гиганта подтверждаются и подсчетами агентства “Металл-Курьер”. У них цифры несколько иные, но тенденция та же. По оценке агентства, в 2017 г. поставки на украинский рынок арматуры из-за рубежа выросли более чем в 4 раза – до 140 тыс. т, катанки – в 3 раза, до 50 тыс. т. Почти весь этот прирост обеспечили как раз Беларусь с Молдовой. Первая из них увеличила продажи в 32 раза, до 105 тыс. т, вторая – в 7,6 раза, до 62 тыс. т. При этом само потребление сортового проката в стране выросло только на 7%, а его производство сократилось на те же 7%.
В Жлобино на угрозу из Украины среагировали очень оперативно. Уже 12 июня начальник управления планирования и экономического анализа БМЗ Иван Демидов сообщил, что завод примет участие в украинском расследовании как заинтересованная сторона и уже выбирает юридическую компанию для защиты своих интересов. На БМЗ подтверждают рост отгрузок продукции в Украину, но отрицают факт демпинга. “Ценообразование осуществляется на основе изучения сложившихся цен на рынке Украины”, – заверил Иван Демидов. И добавил, что белорусская катанка нивелировала образовавшийся на украинском рынке дефицит по некоторым позициям после прекращения работы метпредприятий в Донецкой и Луганской областях.
Основная номенклатура поставляемой продукции – это арматурный прокат для строительства, сортовой прокат для машиностроения, металлокорд, проволока. В то же время для БМЗ, судя по утверждениям представителей предприятия, Украина далеко не самый большой рынок сбыта, хотя и один из самых перспективных и удобных. Пока она даже не входит в топ-5 крупнейших покупателей продукции завода по итогам первого полугодия-2018. Верхние места в этом рейтинге занимают Россия (18,3% от общего объема экспорта) и Германия (11,3%), далее идут Израиль (8%), Литва (6,2%) и Польша (5,5%). Украинская же доля составляет около 4%.
На 2018 г. БМЗ планировал отгрузить на рынок Украины 100 тыс. т продукции не менее чем на 40 млн. долл. Хотя в первые месяцы года он отставал от планового графика по тоннажу, но вполне вписывался по деньгам. Так, согласно информации Госстата Беларуси, за январь-апрель 2018 г. в Украину ушло 25 тыс. т стальных прутков и брусков почти на 15 млн. долл. И это лучше результатов за аналогичный период прошлого года. Так что даже если антидемпинговые санкции против продукции БМЗ будут приняты осенью сильно подпортить показатели текущего года они уже не успеют. По полной выстрелят пошлины уже в 2019-м.
А вот участие в антидемпинговом расследовании МЭРТ представителей Молдавского металлургического завода весьма сомнительно. Еще в мае это предприятие попало в санкционный список СНБО Украины, направленный против российских компаний. И хотя территориально ММЗ расположен не в РФ, российский капитал в нем занимает главенствующее место. Санкции против завода введены на 3 года и среди прочего предусматривают остановку торговых операций и выполнения финансовых и экономических обязательств перед ним. Юридически уже эта норма должна была перекрыть доступ проката из Приднепровья в Украину. Но поскольку Молдавский метзавод, как правило, поставляет свою продукцию через посредников, то антидемпинговые меры, требуемые АМКР, лишними не будут. Тем более что в текущем году ММЗ продолжал экспансию на украинский рынок.
Как уже говорилось выше, за прошлый год он отгрузил клиентам в Украине немногим более 100 тыс. т продукции, то за первые четыре месяца 2018-го уже почти 40 тыс. т. Но с мая темпы производства на заводе снизились. Из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке на капитальной ремонт раньше запланированного пришлось остановить одну из двух заводских печей, а соответственно предприятие работало только в одну сортопрокатную линию. Сейчас же вообще ведутся разговоры о масштабной реконструкции на заводе, что потенциально подразумевает и его остановку. И дело не только в прогнозируемом закрытии украинского рынка сбыта, но и в возможной потере основного сырьевого канала. Ведь большинство своей продукции Молдавский метзавод выплавляет из украинского металлолома. По данным объединения “Укрметаллургпром”, в 2017 г. в Молдову (читай – Приднестровье) ушло 270 тыс. т лома – 56% от всего объема экспорта.
Поэтому в борьбе с молдавскими прутками АМКР радушно поддерживают все украинские металлурги, заинтересованные в том, чтобы ценное сырье оставалось дома. Директор холдинга “Интерпайп” по экономике и финансам Денис Морозов не так давно называл действия ММЗ экономической агрессией в отношении Украины. По его словам, они вымывали с рынка стратегический ресурс в объеме 50-60 тыс. т в месяц по заведомо неконкурентной цене. Молдаване могли позволить себе завышенные цены на лом в Украине, поскольку дома серьезно экономили на других ресурсах. Например, электроэнергию для своего электросталеплавильного цеха они получают практически за копейки. Поставщиком ее выступает Молдавская ГРЭС, находящаяся в государственной собственности ПМР. Уже этого факта достаточно, чтобы доказательно утверждать и о демпинговой цене ММЗ на готовую металлопродукцию.
После выбывания из игры ММЗ схватка за лом преобразуется во внутренний формат. Оправляющийся от невзгод первого полугодия АМКР претендует как на львиную долю освобожденного от молдавского магнита лома, так и на укрепление своих монопольных амбиций на отечественном рынке сортового проката. Особенно если учесть, что до конца 2018 г. криворожский комбинат намерен завершить реконструкцию мелкосортного стана 250-4 во 2-м сортопрокатном цехе. После модернизации здесь можно будет катать арматуру в прутках из заготовки сечением 150х150 мм, а также производить востребованную на рынке арматуру в шпулерных мотках. Плановая мощность реконструированного стана составит 1,05 млн. т продукции в год. Весьма вероятно, что побочным эффектом этой модернизации вкупе с наложением санкций на прутки из соседних стран станет дальнейшее повышение цен на внутреннем рынке. Хотя в июне-июле 2018-го их уровень и так уже самый высокий за последние годы. Только в течение года он вырос более чем на 30%. (МинПром/Металл Украины и мира)