Мировые цены на платину за последние шесть месяцев упали примерно на 20% и близки сейчас к $825 за тройскую унцию – минимальному уровню с декабря 2008 г. Причем, скорее всего, котировки еще не дошли до дна.
Основной причиной этого понижения специалисты называют сокращение спроса на платиновые катализаторы, которые используются в дизельных двигателях. Популярность таких двигателей в автомобилестроении снижается, особенно, в Европе, где дизели считают недостаточно “экологичными” из-за высокой эмиссии углекислого газа.
С 1 января 2018 г. в Евросоюзе были отменены некоторые субсидии на пассажирские автомобили с дизельными двигателями, что привело к уменьшению их доли на региональном рынке от 54% в 2013 г. до 44% в 2017 г. и 37% по итогам первого квартала текущего года.
В то же время, отмечает Джеффри Кристиан, управляющий партнер компании CPM Group, влияние этого спада на мировой рынок платины не так велика, как может показаться. По его оценкам, в последние десять лет потребление платины в автомобильных катализаторах росло, прежде всего, за счет грузовиков и автобусов. И в этих секторах спрос продолжает расширяться.
Кроме того, по словам Джеффри Кристиана, в некоторых странах платиновые катализаторы начинают использовать в дизельных локомотивах, а ряд стран выступают за оснащение ими морских судов с дизельными двигателями. Это еще один потенциально важный рынок для платины.
Однако даже если эти надежды не оправдаются в ближайшие годы, CPM предсказывает возвращение мирового рынка платины к сбалансированному состоянию в начале следующего десятилетия вследствие сокращения добычи этого металла в Южной Африке. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)