В сентябре на мировом рынке стали продолжилось постепенное снижение цен. Стальная продукция дешевела по всему миру из-за относительно слабого спроса, усиливающейся конкуренции между поставщиками и негативных ожиданий, связанных с действиями США по фактическому разрушению современной системы международной торговли.
В сентябре цены на горячекатаный листовой прокат в некоторых регионах понизились, в среднем, на $20-25/т по сравнению с предыдущим месяцем, продолжив спад, начавшийся в августе. При этом к концу сентября стоимость продукции российского и китайского производства на внешних рынках опустилась до минимальной отметки за последние десять месяцев.
Одной из основных причин удешевления проката стало резкое падение турецкого импорта. Падение курса национальной валюты, подешевевшей по отношению к доллару примерно на 60% с начала текущего года погрузило страну в экономический кризис, из которого придется выходить долго и сложно. Внутренний спрос на стальную продукцию сузился. Многие потребители откладывают закупки, так как не представляют, каким будет курс лиры через несколько недель, когда произойдет непосредственная поставка.
В начале второй половины сентября в Турции были введены на 200-дневный срок предварительные квоты на импорт стальной продукции. Сверхлимитные поставки будут облагаться 25%-ной защитной пошлиной. При этом наиболее жесткие ограничения вводятся на листовой прокат. Беспошлинная квота на его импорт составляет всего 37% от объема поставок в 2017 г.
Для российских производителей листового проката Турция традиционно представляла собой крупнейший рынок сбыта. Его утрата заставила металлургов срочно искать альтернативные направления и сбрасывать цены. К концу сентября стоимость горячекатаных рулонов российского производства могла опускаться ниже отметки $540/т FOB.
При этом на ряде рынков, например, в Европе и странах Восточной Азии российским поставщикам листового проката приходилось соперничать с турецкими конкурентами, ведущими агрессивную ценовую политику. Ситуацию усложнял и относительно слабый спрос на ключевых направлениях.
Европейские трейдеры уменьшили закупки горячекатаного проката за рубежом, опасаясь, что заказанная в настоящее время продукция не впишется в квоту. Вьетнам сократил импорт вследствие расширения собственного производства. Кроме того, во всей Юго-Восточной Азии в сентябре продолжался дождливый сезон, отрицательно влияющий на потребление стальной продукции.
Экспортные котировки в сентябре понизили и индийские компании. Так как в Европе их продукция не пользуется спросом из-за длительных сроков доставки, они переключились на Персидский залив и Юго-Восточную Азию. Чтобы противостоять конкуренции с их стороны, российские металлурги были вынуждены сбавить цены на горячекатаный прокат для Вьетнама до $560-570/т CFR или, в среднем, на $15-20/т в течение месяца.
Общая тенденция с удешевлению стальной продукции в дальневосточном регионе коснулась и Китая. Стоимость местного горячекатаного проката на внешних рынках в сентябре впервые с ноября 2017 г. сократилась до менее $570/т FOB. Однако значительную роль в этом сыграли внутренние факторы.
С одной стороны, объявление американской администрации о введении защитных пошлин на большой перечень китайских товаров затронуло интересы китайских потребителей листового проката. А меры по стимулированию экономического роста, которые в последнее время вводит правительство КНР, в наибольшей степени относятся к строительной отрасли, где используется, главным образом, сортовая продукция.
С другой стороны, появились данные о том, что борьба китайского правительства за чистый воздух этой зимой не коснется крупных металлургических предприятий, которые в последние месяцы вложили значительные средства в модернизацию газоочистки и теперь вписываются в новые экологические стандарты. Вследствие этого возникает риск перепроизводства стальной продукции в Китае.
Спад на рынке листового проката затронул даже регионы, казалось бы, защищенные от внешней конкуренции. Европейские потребители ориентируются на предложения турецких и индийских горячекатаных рулонов. А так как видимый спрос в ЕС до конца сентября оставался ниже нормы, покупатели смогли добиться от региональных металлургов определенных уступок. Производителям пришлось не только оказаться от намеченного на четвертый квартал повышения котировок на листовую продукцию, но и сбавить в конце сентября цены на 10-20 евро/т по сравнению с началом месяца.
В США стоимость горячекатаных рулонов вообще опустилось до той отметки, на которой она находилась в конце марта, перед введением стальных тарифов. Американским металлургам пришлось сбавить цены более чем на $60-70/т по сравнению с пиком в середине лета из-за затоваренности рынка и стагнирующего спроса в промышленности и строительстве.
На российском рынке листового проката в последний месяц тоже произошло понижение. В первой половине сентября металлурги попытались провернуть подорожание, опираясь на падение курса рубля, но укрепление национальной валюты во второй половине месяца и ухудшение внешней конъюнктуры заставили из вернуть цены на августовский уровень или немного ниже. На споте непокрытый листовой прокат между тем медленно, но неуклонно дешевел из-за низкого спроса и избытка складских запасов.
Для арматуры наиболее сильный спад за последнее время пришелся на август, когда на Турцию обрушились наибольшие валютные потрясения, усиленные эффектом полной потери американского рынка сбыта. В сентябре курс турецкой валюты укрепился, хотя и остался достаточно волатильным. В этой обстановке местные металлургические компании смогли стабилизировать как внутренние, так и экспортные котировки на сортовой прокат, хотя и на весьма низким уровне – порядка $520-530/т EXW в самой Турции и $510-515/т FOB за рубежом.
В середине месяца была даже предпринята попытка повышения котировок, но турецкие металлурги были вынуждены быстро признать ее неудачу. Внутренний спрос на стальную продукцию со стороны строительной отрасли обвалился и теперь не скоро восстановится. Государство, стремясь сбалансировать бюджет, урезает расходы на реализацию инфраструктурных проектов, а финансирование частного сектора сильно затруднено из-за повышения процентных ставок и удешевление лиры.
Повышенная активность турецких компаний на внешних рынках спровоцировала некоторое уменьшение стоимости сортового проката во второй половине сентября. Впрочем, европейские металлурги признают, что проблема заключалась не только в конкуренции со стороны импорта, но и в недостаточном спросе со стороны региональной строительной отрасли.
На Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии на рынках сортового проката наблюдается очевидный избыток предложения. Такие страны как Катар, Саудовская Аравия, Оман сами предлагают арматуру на продажу, а спрос на импортную продукцию в Египте заметно уменьшился. На Дальнем Востоке в сентябре еще продолжался дождливый сезон, что ограничивало спрос.
В Китае арматура заметно просела по сравнению с августом, хотя, казалось, должно было быть наоборот. Осенью в стране прекратилась жара, что должно было положительно сказаться на состоянии строительной отрасли. Правительство запускает новые проекты в инфраструктурном секторе и поддерживает жилищное строительство. Однако это сводится на нет поступающими данными о избыточных объемах производства и накоплении складских запасов.
На российском рынке арматура резко взлетела вверх в конце августа вследствие краткосрочного дефицита, затронувшего, прежде всего, продукцию малых размеров (8-12 мм). В сентябре дистрибьюторы начали получать новые партии проката с заводов, так что прежней нехватки больше не ощущается, а цены покатились вниз. В октябре ожидается продолжение спада.
Обстановка на мировом рынке заготовки в сентябре была более-менее стабильной. Турция прекратила покупать эту продукцию и превратилась в ее экспортера, но некоторое восстановление цен на металлолом установило определенный рубеж, ниже которого турецкие полуфабрикаты не могли опускаться.
Иранские металлурги вернулись на рынок с предложениями заготовки по низким ценам (от $460/т FOB), но пока особых успехов не добились. Большинство прежних покупателей их продукции предпочитают пока не рисковать из-за американских санкций.
На Ближнем Востоке заготовка производства СНГ весь сентябрь пыталась удержаться на отметке $480/т FOB, но к концу месяца стало ясно, что понижения не избежать. Интерес к этой продукции проявляют, в основном, египетские перекатчики, однако они имеют достаточные запасы, чтобы не спешить, и оказывают давление на поставщиков, вынуждая их сбавлять цены.
Основной спрос на заготовку в сентябре был сосредоточен в странах Восточной Азии. Местные компании накапливали запасы полуфабрикатов в преддверии сухого сезона. Кроме того, производителям сорта из Таиланда, Индонезии, Малайзии надо было найти замену прежним иранским поставщикам.
Дальневосточный рынок в последнее время является очень конкурентным. Свою заготовку туда направляют компании из СНГ, Турции, стран Персидского залива. Достаточно активно идет и торговля внутри зоны АСЕАН. Наконец, периодически на рынке появляются новые игроки наподобие Индии, Бразилии, даже Австралии и ЮАР. Это удерживает цены от повышения, хотя устойчивый спрос, с другой стороны, не дает им падать.
В результате в течение всего сентября стоимость заготовки в странах Восточной Азии удерживалась в интервале $515-535/т CFR. Это, в частности, давало возможность российским компаниям поставлять полуфабрикаты в регион с отгрузкой через черноморские/азовские порты. Правда, цены при этом находились на том же уровне $475-485/т FOB, что и при поставках в Египет.
В конце августа турецкие компании вернулись на рынок металлолома после окончания валютного шока, что оказало благоприятное воздействие на цены. Эта тенденция получила продолжение и в сентябре. Объемы закупок со стороны турецких компаний в целом были не слишком высокими, что отражает падение спроса на прокат на внутреннем рынке. Но металлургические заводы, перешедшие на поставки заготовки в Юго-Восточную Азию, достаточно интенсивно пополняли запасы сырья.
В качестве продавцов лома в Турцию выступали российские и европейские компании. Сделки с американскими компаниями не заключались, что может быть связано не только с традиционно более высокими ценами на американский материал, но и с политическими факторами. Повышение после небольшого скачка в конце августа происходило весьма медленно и ограничилось в итоге менее $10/т в течение всего месяца. В конце сентября котировки на материал HMS № 1&2 (80:20) едва дотянулись до $325/т CFR.
В Европе и США металлолом по сентябрьским контрактам подешевел, в среднем, соответственно на 10 евро и $20/т по сравнению с предыдущим месяцем. В дальнейшем котировки стабилизировались, но существенного улучшения не произошло. Спрос на прокат строительного назначения по обе стороны Атлантики оставляют желать лучшего.
Зато в Японии металлолом в последний месяц стабильно рос в цене. Местные специалисты связывали это с повышенным спросом на сортовой прокат, источником которого выступают строительные проекты, приуроченные к Олимпиаде 2020 г. в Токио. Японские компании подняли и экспортные котировки в иенах, что, правда, не отразилось на долларовых ценах на металлолом из-за некоторого ослабления национальной валюты.
В течение большей части сентября спрос на лом в странах Восточной Азии был относительно невысоким, а цены стабильными. Но в октябре поставщики рассчитывают на активизацию после завершения дождливого сезона. Правда, из-за слабости турецкого рынка подорожание в Азии, скорее всего, будет иметь ограниченный характер.
Большую часть сентября спотовые цены на железную руду находились на высоком уровне. На пике в конце второй декады значение спотового индекса Metal Bulletin, отражающего стоимость австралийского сырья с 62%-ным содержанием железа достигло максимального уровня за полгода, едва не дотянувшись до отметки $70/т CFR Циндао. На торгах товарной биржи в Даляне котировки, как правило, превышали 500 юаней ($72,5)/т.
Ближе к концу месяца руда слегка подешевела из-за приближения праздничной недели в Китае (1-5 октября), однако цены все равно оставались на достаточно высоких отметках. Положительная тенденция затронула даже относительно слабо востребованную в Китае руду с 58% железа. По данным Metal Bulletin, ее стоимость впервые с середины марта поднялась до более $40/т CFR Китай.
Дороговизна руды объясняется несколькими причинами. Во-первых, в стране и так растет спрос на высококачественное сырье, так как его использование помогает местным металлургам выполнять жесткие экологические нормативы. Мелкодробленая руда из Бразилии, содержащая 65% железа, в сентябре поступала в Китай более чем по $95/т CFR. Корпорация Vale, ведущий поставщик такого сырья, заявила, что в 2019 г. увеличит его экспорт, соответственно сократив поставки менее качественного материала.
Во-вторых, судя по наиболее свежим данным, этой зимой в Китае будут меньше ограничивать деятельность металлургических комбинатов, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха. Поэтому, как ожидается, спрос на сырье уменьшится не так сильно, как опасались поставщики.
Наконец, в-третьих, в Китае продолжает сокращаться собственная добыча руды. По данным национальной горнодобывающей ассоциации, в январе-июле текущего года она составила всего 135,5 млн. т в пересчете на 62%-ный концентрат, что на 7% меньше, чем в тот же период прошлого года. Для сравнения объем импорта руды/те же семь месяцев достиг 620 млн. т.
С приближением холодного времени года потребление руды в Китае, безусловно, снизится, так что подорожания на этом рынке ждать не стоит. Но и для существенного спада нет оснований. Так что, ЖРС должно сохранить свою стабильность, характерную для последних месяцев.
Цены на коксующийся уголь достигли своего пика примерно в то же время, когда аналогичный подъем произошел на рынке железной руды. Высококачественный “твердый” австралийский материал во конце второй декады сентября мог продаваться по $210/т FOB, что стало наивысшей отметкой с марта текущего года.
В первой половине сентября высокий спрос на уголь с низким содержанием серы демонстрировали, прежде всего, китайские компании. Они нуждались в таком материале, чтобы выполнять требования регулирующих органов по снижению выбросов сернистого газа. Кроме того, некоторые заводы стремились создать достаточный запас сырья до наступления зимы, когда могут возникнуть проблемы с перевозками. Увеличили закупки коксующегося угля и индийские металлурги.
С другой стороны, объем предложения высококачественного угля до середины сентября был несколько ограниченным. В Австралии отгрузки временно сократились из-за ремонтов на железных дорогах и остановки на техобслуживание оборудования на крупнейших разрезах BHP-Mitsubishi Alliance. Американские порты периодически приостанавливали работу из-за двух ураганов, затронувших в это время юг страны.
Однако во второй половине сентября уголь стал дешеветь и к концу месяца опустился ниже отметки $200/т FOB Австралия. Китайские компании в это время практически покинули рынок, считая цены сильно завышенными. К тому же, опасения по поводу массового закрытия коксохимических заводов и угледобывающих предприятий этой зимой, похоже, являются преувеличенными. Крупных компаний с хорошо налаженным экологическим контролем они, по-видимому, не коснутся.
Поэтому рынок угля в ближайшее время, скорее всего, ждет некоторое понижение, но вряд ли оно будет глубоким и продолжительным. Китай по-прежнему нуждается в высококачественном сырье, так что объемы его импорта показывают значительный рост по сравнению с прошлым годом, тогда как объем предложения расширяется не так быстро.
В сентябре для мирового рынка марганцевых ферросплавов была характерна некоторая инерционность. Поставщики марганцевой руды продолжали настаивать на повышении цен, отталкиваясь от летнего роста производства в китайской ферросплавной отрасли. Еще в первой половине месяца о намеченном на октябрь-ноябрь подорожании объявили такие крупные поставщики концентрата как South32 и Eramet.
Между тем, ситуация на рынке в прошедшем месяце была более противоречивой. В начале сентября котировки на марганцевые ферросплавы в Китае, других азиатских странах, в США, на Ближнем Востоке действительно пошли вверх вследствие активизации покупательского спроса. В Китае стоимость силикомарганца 65-17 достигла 9200-9300 юаней DDP ($1150-1165 без НДС), прибавив порядка $40-50/т по сравнению с августом, а индийские экспортеры данной продукции повысили котировки на $50-70/т, до около $1100/т FOB.
Однако этот всплеск оказался кратковременным. После волны закупок в первой декаде месяца спрос упал. Поставщикам, не успевшим распродать свою продукцию, пришлось пойти на достаточно значимые уступки. В частности, в Китае цены на силикомарганец уже в начале второй половины сентября опустились до 8500-8600 юаней/т. Подешевели марганцевые ферросплавы и на европейском рынке при заключении контрактов на четвертый квартал.
Поставщики руды, впрочем, не теряют надежды на новое оживление спроса в ближайшие несколько недель. По крайней мере, в Китае рынок марганцевой продукции весьма волатильный. Объемы производства сильно зависят от действий природоохранных органов. В принципе, основные проверки на ферросплавных заводах центральной и северо-западной части Китая уже прошли, но ближе к зиме может опять пойти разговор о сокращении производства в целях улучшения качества атмосферного воздуха.
На рынке ферросилиция не было даже краткосрочного оживления в начале месяца. В Китае весь сентябрь спрос оставался минимальным, а цены на материал FeSi-75 колебались в интервале 6800-7050 юаней/т DDP ($850-890/т без НДС). При этом рынок находился в относительном равновесии: слабый интерес со стороны конечных потребителей компенсировался низким объемом предложения. Ряд компаний сократили либо даже приостановили выпуск, что создает условия для перехода к росту цен, если после праздников в начале октября металлурги возобновят закупки.
На внешних рынках обстановка развивалась еще менее благоприятно для поставщиков. К концу сентября китайские компании были вынуждены сбросить цены на FeSi-75 до менее $1350/т FOB – самого низкого уровня за пять месяцев, но встречные предложения со стороны азиатских клиентов поступали в то время менее чем по $1280/т CFR. Ряд компаний в Европе и Азии переориентировались на закупки менее качественного материала из Индии и ближневосточных стран, заставляя производителей FeSi-75 удешевлять свою продукцию. (Metallplace.ru/ Металл Украины и мира)