Лю Сяочень, руководитель китайской компании Shenyang Andayuan Material, являющейся торговым дистрибьютором одного из ведущих китайских производителей стали Anshan Iron and Steel Group Co Ltd (Ansteel), видит “малообещающими” перспективы рынка стали в 2019 году.
Shenyang Andayuan Material главным образом работает со стальным листом, среднемесячный объем заказов составляет примерно 4000 тонн, продукция поставляется в основном на северо-восток Китая, а также в пров. Хебей и Шаньдун. Стоимость доставки в пров. Хебей составляет примерно 60-80 юаней ($9-12) за тонну, соответственно в случае, если региональные цены где-то превысят указанную стоимость, возможна поставка в этот регион. Доля торговцев в поставках составляет около 60%, оставшиеся 40% – конечные пользователи.
Лю отметил, что в северо-восточных провинциях Китая уже установилась зимняя по китайским мерка погода, но ощутимого снижения поставок стальной продукции от производителей пока не заметно. В одном только г. Шэньян работают семь крупных дистрибьюторов стального листа. Исходя из текущей ситуации, средний за декабрь объем заказов будет около 2500 тонн, т.е. поставки стального листа Ansteel в Шеньян в декабре будут около 17500 тонн, что, в принципе, не отличается от поставок в сентябре/октябре. По мнению Лю в регионе предложение и спрос достаточно сбалансированы, и рыночные запасы расходуются вполне регулярно.
В целом за текущий год спрос промышленных потребителей сильным не назовешь, в прошлом году спрос был сильнее. Цены на стальной лист и г/к рулонную сталь в этом году были слишком высоки, в то время, как цены на конечную продукцию повысились незначительно. Это означало снижение прибылей производителей конечной продукции, которые в таких условиях ожидаемо не проявляли активности в закупках, занимая выжидательную позицию. Кроме того, закупочная активность конечных пользователей сильно была ослаблена частыми локальными флуктуациями цен на стальной лист и стальные сырьевые материалы.
В течение первых девяти месяцев этого года цены на стальной лист показывали общий повышательный тренд, укрепившись примерно на 400 юаней ($58) за тонну, но далее последовал настоящий провал – только за ноябрь цены просели на 600 юаней ($87) за тонну. Как пояснил г-н Лю, цены на все виды конечной стальной продукции с января по сентябрь в целом укреплялись, и укрепление цен на стальной лист неожиданно оказалось существеннее, чем на г/к рулонный прокат. Но слабый спрос промышленных потребителей (автомобилестроение, бытовые электроприборы) негативно подействовал на рынок, хотя еще в сентябре рост цен поддерживался позитивными ожиданиями сокращений производства стальной продукции на отопительный зимний период. Как уже не раз отмечалось, таким ожиданиям придавалось слишком большое значение. В действительности уже во второй половине сентября стало ясно, что особого ужесточения экологической политики не произойдет, соответственно, и значительного сокращения производства стальной продукции ждать не стоит. Уверенность участников рынка были подорвана, что привело к резкому падению цен в условиях медленного рынка. Спад цен в ноябре стал уже чем-то вроде саморегуляции рынка, но снижение маржи прибыли для многих производителей (стальной продукции) Лю назвал “невероятным”. Периодически случавшиеся локальные обострения торгового конфликта между США и Китаем также ослабляли уверенность участников рынка.
Очевидного улучшения китайского стального рынка в следующем году Лю не ожидает. Правительство (Китая) собирается предпринять ряд позитивных мер для смягчения негативного эффекта упомянутого торгового противостояния, но они коснутся строительных сталей, а не плоской продукции. Самое главное – пока не видно признаков улучшения промышленного спроса в автомобилестроении, в судостроении, в производстве бытовой техники. Торговый протекционизм вновь разными путями стал ощутимо препятствовать китайскому экспорту. Исходя из негативных внутренних и внешних факторов, Лю не может “позволить себе” позитивный прогноз, т.к. у цен на стальную продукцию просто не будет “сил” для существенного всплеска.
В таких условиях Shenyang Andayuan Material не может себе “позволить роскошь” зависеть от одной основной продукции, стального листа, поэтому компания планирует “плотнее” работать со стальным листом из низкосплавных сталей, г/к рулонным прокатом и арматурой, естественно, продолжая сотрудничество с Ansteel.
В целом китайский стальной рынок последние два года был непредсказуемым, все “ходили по тонкому льду” – например, в этом году во время традиционно низкого сезона в июле и августе был отмечен неожиданный рост цен, а в обычно “золотом” и “серебряном” сентябре и октябре цены были стабильны в узких ценовых диапазонах, после чего произошло заметное снижение.
Лю подчеркнул, что предприятия отрасли “с низу и до верха” должны крайне внимательно следить за экономической ситуацией и в Китае, и за рубежом, и по возможности достигать точного прогноза будущего рынка и оценивать вероятность повышения или снижения прибыли. Важным он также считает перспективы электронной торговли, чтобы торговцы могли согласованно продавать продукцию в онлайне и на “живом” спотовом рынке. (MetalTorg/Металл Украины и мира)