Металлоломщики вновь заканчивают год сокращением объемов заготовки. По данным Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет), за 11 месяцев текущего года предприятия ломозаготовительной отрасли собрали 3,35 млн. т сырья. По итогам декабря суммарные показатели могут достигнуть 3,5 млн. т, прогнозируют в “Укрпромвнешэкспертизе”.
Участники рынка фиксируют негативную тенденцию последние 5 лет. Если после кризиса 2008 года отрасль смогла нарастить заготовку лома до 7-8 млн. т. ежегодно, то после сокращения до 6 млн. т. в 2012 году падение продолжилось и в последующие годы, отмечает директор “Укрпромвнешэкспертизы” Владимир Власюк. Так, в 2013 объемы заготовки составили 4,6 млн. т, в 2014 – 4,3 млн. т, в 2015 – 4,2 млн. т, в 2016 – 3,45 млн. т. и в 2017 – 3,7 млн. т.
“Мы видим падение заготовки металлолома на протяжении последних лет. Падение это серьезное, потому что добывать лом все тяжелее и тяжелее”, – говорит Власюк. Он сетует на истощение источников промышленного металлолома, которые украинская промышленность не в состоянии восполнить. “В 2001 году было 10,2 млн. т (объемы заготовки лома), мы резали, резали, резали, и в 2017 году имеем 3,6 млн. т. В 2018 году заготовка снова незначительно сократилась, по нашим оценкам, на 4%, потому на конец года мы ожидаем 3,5 млн. т”, – отмечает он.
Главным источником металлолома для украинских компаний на сегодня остается амортизационное сырье, то есть части вышедших из строя или устаревших металлоконструкций зданий, техники, коммунального хозяйства и т.д. Его доля в общей структуре заготовки, по данным УАВтормет, достигает 75%. На втором месте – бытовой лом, доля которого составляет 8%. Еще 5% приходится на транспортный лом. Оставшиеся 12% распределяются между всеми остальными источниками.
“Мы уходим во все более тяжелые виды добычи. “Евробляхи” хоть и заполонили нашу страну, но они пока еще все ездят. Мы, конечно, ждем с нетерпением 3-5 лет, когда весь этот металлолом начнут бросать на улицах, и тогда мы уже будем европейской страной, потому что будет расти доля бытового лома. Но пока имеем в основной массе только амортизационный металлолом, транспортный и прочий, добыча которого требует большего вложения оборотных средств, что, конечно, не повышает нашу привлекательность с точки зрения рентабельности, просчета рисков, оборачиваемости средств”, – говорит президент “УАВтормет” Владимир Бублей.
Структура заготовки лома не меняется уже больше 15 лет, напоминает Власюк. По его данным, доля амортизационного лома в начале 2000-х была чуть более 80%. А нынешнее ее сокращение он связывает не столько с ростом доли других источников вроде отходов автомобильной промышленности, сколько с общим сокращением объемов заготовки и сложностями добычи амортизационного сырья.
“Всем понятно, что лом есть у тех стран, где развита металлообработка, в процессе которой он образовывается. Например, экспорт лома из ЕС, в первую очередь из Германии, обусловлен именно этим фактом. Большая металлообработка, потому появляется исходный лом, и есть его излишек”, – приводит Власюк пример оптимальных условий работы ломозаготовительной отрасли.
Стабильную работу отрасли может обеспечить появление новых источников лома. Эксперты сходятся во мнении, что решить эту задачу может обновление базовой инфраструктуры страны. “Еще в 2001 году мы говорили о высокой степени износа и необходимости замены, поскольку это базовая инфраструктура. Однако тогда мы не знали, что спустя 15 лет все еще не начнется ее обновление и реконструкция. А с ней связано наличие и образование металлолома, потому что это предполагает переработку и вывод основных фондов, которые созданы из металла”, – говорит Власюк.
По его оценкам, программа по обновлению основных инфраструктурных объектов, таких как железные дороги, мосты, коммунальный транспорт, помогла бы загрузить большинство украинских промышленных предприятий и обеспечила бы приток промышленного металлолома.
Украинские компании предпринимают попытки расширить рынок металлолома также за счет неиспользуемых активов государственных компаний. По словам президента объединения предприятий “Укрметаллургпром” Александра Каленкова, ассоциация налаживает работу в этом направлении с Укрзализныцей и другими госкомпаниями, чтобы облегчить продажу неиспользуемых активов, содержащих лом. (uaprom.info/Металл Украины и мира)