Экономический кризис в Турции, спад на рынках сортового проката и заготовки обусловил ограниченный интерес к новым приобретениям сырья со стороны металлургических компаний из этой страны, являющейся крупнейшим импортером металлолома в мире. В апреле сделки по закупке крупных партий импортного материала имели в Турции единичный характер. Во второй половине месяца лом приобретали, как правило, лишь те компании, у кого были твердые заказы на стальную продукцию на май-июнь.
В то же время, резкого падения котировок на сырье в Турции не произошло. Многие местные компании сознательно минимизировали объем запасов и поэтому заключали контракты, как правило, со срочной доставкой. Это позволяло держать рынок в равновесии. Стоимость материала HMS № 1&2 (80:20) европейского, российского либо американского происхождения в течение всего апреля колебалась вблизи отметки $310/т CFR. Попытки металлургов добиться понижения до $300/т успеха не имели.
Однако в мае металлолом вполне может опуститься до этой отметки. Спрос на него со стороны Турции в обозримом будущем вряд ли возрастет вследствие продолжающегося спада в национальной экономике, строительной отрасли и металлургической промышленности. Да и в странах-экспортерах ситуация складывается неблагоприятно для поставщиков. В России внутренние цены на лом падали весь апрель. В США после апрельского понижения на $10-20/т ожидается аналогичное по масштабам майское. Только в Европе рынок выглядит более-менее стабильно, но и там не предполагается роста.
В Азии одним из важнейших индикаторов считается японская компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший в стране потребитель металлолома. С 28 марта она восемь раз корректировала закупочные цены на своих заводах в сторону понижения, с общей сложности уменьшив их на $25-45/т. С наступлением весны в стране увеличился объем предложения сырья, что негативно повлияло на его стоимость.
Металлургические компании в странах Восточной Азии, как правило, запаслись металлоломом в марте, а в следующем месяце сбавили активность. К тому же, в некоторых странах (например, на Тайване) с ломом успешно конкурировали доступные полуфабрикаты. Во второй половине апреля тайваньские компании практически перестали закупать металлолом в США. Ниже ожидаемого был спрос и со стороны таких крупных импортеров этого сырья как Южная Корея и Вьетнам.
В конце мая в Восточной Азии начнется дождливый сезон, что приведет к дальнейшему сужению потребности в металлоломе в странах региона. Правда, в Европе, США и на Ближнем Востоке в конце весны – начале лета, наоборот, наблюдается сезонный подъем. Но, судя по всему, в этом году он будет ограниченным из-за экономических проблем. Поэтому, скорее всего, металлолом продолжит дешеветь и в мае.
В начале апреля спотовые цены на железную руду совершили еще один скачок, выведший их на пятилетний максимум. Значение спотового индекса Metal Bulletin для австралийской руды с 62% железа на пике превысило $96/т CFR Китай, концентрат с 58% железа впервые с 2014 г. подорожал до более $80/т, а в Китае биржевые цены по ближайшему (майскому контракту) до конца месяца находились выше отметки $100/т.
Причиной этого подъема стал тропический циклон Вероника, в конце марта обрушившийся на западное побережье Австралии. Стихия нанесла достаточно серьезные повреждения портовым терминалам и железнодорожным путям. В результате ведущие австралийские экспортеры ЖРС компании Rio Tinto, BHP и FMG сообщили, что по итогам текущего финансового года (июль/июнь) отправят на экспорт на 13-23 млн. т сырья меньше, чем планировалось.
Эти объявления совпали по времени с появлением данных о резком сокращении объемов экспорта железной руды из Бразилии. После катастрофы на руднике Corrego do Feijao, происшедшей 25 января, корпорации Vale пришлось приостановить работу ряда своих предприятий на юге страны. В феврале компания еще смогла избежать уменьшения поставок, задействовав имеющиеся запасы, но мартовские отгрузки упали на 26% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Правда, вскоре Vale смогла добиться отмены запрета на деятельность своего крупнейшего ГОКа в “южной системе” (Brucutu, 30 млн. т в год), но существенных потерь все же не избежать. Руководство Vale считает, что в этом году недопоставит на мировой рынок более 50 млн. т сырья. По этой причине железорудные котировки все еще держатся выше отметки $90/т CFR Китай, хотя некоторые эксперты считают их неоправданно завышенными.
Впрочем, существенное влияние на стоимость сырья оказывает также спрос со стороны Китая. По итогам первого квартала 2019 г. в страну поступило на 3,5% меньше руды, чем в тот же период годичной давности, но в то же время сократились запасы сырья, складированного в китайских портах. Производство стали в стране/те же первые три месяца текущего года превысило прошлогодние показатели почти на 10%. И несмотря на то, что в некоторых городах уровень загрузки аглофабрик ограничивается из-за плохой экологии, спрос на руду в стране, безусловно, высокий.
Подорожание железной руды сопровождается спадом на мировом рынке стали. При этом даже китайским металлургическим компаниям не удается в полной мере перенести рост затрат на стоимость готовой продукции. В частности, корпорации Baosteel (Китай) и Posco (Южная Корея), сообщая о снижении своей прибыльности в первом квартале 2019 г., указывали в качестве основной причины дороговизну сырья.
Можно сказать, что нынешние высокие цены на железную руду определяются высоким спросом со стороны Китая. Пока китайские металлурги в целом не жалуются на объемы продаж и не сокращают выплавку стали, ЖРС будет стоить весьма дорого.
В течение всего апреля спотовые цены на коксующийся уголь находились на стабильно высоком уровне. Стоимость австралийского премиального “твердого” материала лишь в начале месяца ненадолго опустилась ниже отметки $200/т FOB, но вскоре снова поднялась несколько выше этой границы.
При этом в Китае сохранялись и даже усилились ограничения на импорт австралийского угля. Его прохождение через таможню может занимать до трех месяцев. По мнению ряда экспертов, это вызвано недружественной к Китаю политикой австралийского правительства, в частности, в отношении китайской компании Huawei. Поэтому пересмотр китайских ограничений может состояться только после выборов в Австралии, которые пройдут во второй половине мая.
Тем не менее, китайские компании, снизив импорт высокозольного энергетического австралийского угля, не собираются отказываться от закупок высококачественного коксующегося материала, которого в самом Китае дефицит. К тому же, весь апрель внутренние цены на коксующийся уголь в Китае находились на высоком уровне вследствие ограниченных объемов добычи, с одной стороны, и роста производства чугуна и стали, с другой.
Стабильный спрос на коксующийся уголь демонстрировали и другие крупные покупатели этого материала – Индия и страны Северо-Восточной Азии. Кроме того, котировки поддерживались периодически возникающими перебоями с отгрузкой австралийского сырья из-за неблагоприятных погодных условий, ремонтов железных дорог, аварий на шахтах и портовых терминалах. Как полагают отраслевые специалисты, все эти факторы продолжат действовать и в ближайшем будущем. Поэтому, как ожидается, цены на качественные коксующийся уголь не должны претерпеть в мае серьезных изменений.
Из-за удешевления стальной продукции в большинстве регионов мира рынок массовых ферросплавов в апреле находился под давлением. При этом в наиболее сложном положении оказались европейские компании. Экономика крупнейших стран Евросоюза находится в состоянии рецессии, выплавка стали в регионе уменьшилась, между тем объем производства ферросплавов стабилизировался после некоторого сокращения в начале текущего года и выглядит избыточным.
Особенно сильный спад наблюдается на европейском рынке ферросилиция, который в апреле установил новый двухлетний минимум. Попытки поставщиков остановить падение цен на FeSi-75 на уровне 1100 евро/т DDP провалились из-за слабого покупательского спроса и избытка предложения. Ближе к концу месяца контракты заключались на уровне 1050-1070 евро/т. При этом прогнозы участников рынка выглядят достаточно пессимистичными. По их мнению, цены могут понизиться еще, по меньшей мере, на 20-30 евро/т, а стабилизация возможна лишь при условии расширения квартальных закупок на июль-сентябрь.
В то же время, китайские производители ферросилиция провели апрель без существенных достижений, но и без потерь. На спотовом рынке котировки на FeSi-75 стабилизировались в интервале 6100-6400 юаней/т с НДС ($805-845 без НДС), а на экспорте данный материал стабильно предлагался по $1200-1220/т FOB. При умеренном спросе китайским компаниям помогло сокращение объемов предложения вследствие остановки нескольких заводов на севере страны из-за перебоев в энергоснабжении и негативных результатов экологического мониторинга.
Аналогичное сужение объемов выпуска в северных провинциях наблюдалось в Китае и в секторе марганцевых ферросплавов. Однако этот спад был перекрыт расширением производства на юге страны. В целом отрасль продолжила тенденцию наращивания оборотов, проявившуюся еще в предыдущем месяце. По данным официальной статистики, после спада в начале года китайские компании в марте увеличили загрузку мощностей, доведя объем выпуска силикомарганца до 778,1 тыс. т, на 19,2% больше, чем в том же месяце прошлого года.
В начале апреля китайские производители силикомарганца рассчитывали на повышение котировок, но результаты тендеров, проведенных крупными металлургическими компаниями, оказались разочаровывающими для поставщиков. Во второй половине месяца цены пошли вниз, в итоге вернувшись на споте к прежнему уровню – около 7600 юаней/т. В то же время, на торгах товарной биржи в Чжэньчжоу котировки на силикомарганец провалились до минимальной отметки с декабря прошлого года, а некоторые производители снова приостановили выпуск. В мае, как ожидается, цены на этот материал могут снова просесть.
Подешевели марганцевые ферросплавы в апреле и на европейском рынке. Понижение составило порядка 15-20 евро/т по сравнению с предыдущим месяцем. В частности, стоимость силикомарганца SiMn 65-17 опустились в итоге до менее 980 евро/т DDP. Судя по неблагоприятному состоянию европейской экономики и металлургической промышленности, скорого восстановления там не предвидится.
Только индийские компании в первой половине апреля пытались увеличить стоимость марганцевых ферросплавов на экспорте. Однако, не получив поддержки от покупателей, они были вынуждены вернуть котировки на уровень конца марта. В дальнейшем они могут оказаться еще ниже.
Для поставщиков марганцевой руды итоги апреля оказались разочаровывающими. С одной стороны, спрос на это сырье расширялся высокими темпами. В частности, Китай в марте импортировал около 2,7 млн. т этого материала, превысив показатель аналогичного месяца годичной давности на 21,2%. Однако вследствие этого к началу апреля в китайских портах скопились большие запасы этого сырья, прежде всего, низкокачественного африканского концентрата.
Неудачные результаты апрельских тендеров по силикомарганцу и неопределенное состояние рынка привело к тому, что китайские компании в дальнейшем сократили закупку марганцевой руды. А пессимистичные ожидания дальнейшего спада в мае способствовали удешевлению сырья – плавному в первой половине месяца и более обвальному во второй. В итоге высококачественный австралийский концентрат в Китае опустился до самой низкой отметки с лета прошлого года (в юанях).
Ряд поставщиков руды объявили о понижении цен в мае. В наибольшей степени это удешевление затрагивает менее качественный материал с 37-38% марганца. Как ожидается, постепенный спад на этом рынке будет продолжаться, как минимум, до середины текущего года вследствие уменьшения стоимости марганцевых ферросплавов и недостаточного спроса.
После мартовского подъема рынок феррохрома пошел на снижение, что негативно сказалось и на стоимости сырья. Основным источником этого спада стал Китай, где в марте производители нержавеющей стали слишком активно скупали феррохром, опасаясь перебоев с энергоснабжением на ряде заводов в северных провинциях и возникновения дефицита предложения.
Эти опасения в целом не оправдались. Кроме того, китайские компании в марте несколько сократили выплавку нержавеющей стали. Это нанесло двойной удар по рынку феррохрома, а цены на него понизились. Причем, хотя спад в итоге оказался не слишком значительным – не более $10-15/т по сравнению с мартовским пиком, дальнейшие перспективы выглядят не слишком утешительными: возобновления роста цен в обозримом будущем не ожидается.
Снижение спроса со стороны производителей феррохрома привело к некоторому ослаблению цен на хромовую руду. Впрочем, спад пришелся, в основном, на первую половину апреля и был достаточно скромным. Так, котировки на турецкий концентрат с 46-48% хрома опустились примерно до $270/т CIF Китай по сравнению с $275-280/т в последних числах марта. Избытка предложения руды на рынке нет, поэтому существенного ее удешевления в ближайшее время не предвидится, хотя небольшое понижение в мае вполне вероятно. (Metallplace.ru/Металл Украины и мира)