На глобальной металлургической арене продолжают усиливаться протекционистские тенденции в отношении торговли металлоломом. За последние недели сразу два крупнейших игрока – Евросоюз и Россия – анонсировали ужесточение мер в отношении экспорта этого стратегического сырья. В случае их введения по украинской металлургии будет нанесен сильный удар.
Глобальный рынок металлолома сейчас на подъеме. После массовых локдаунов, связанных с COVID-19, появилась необходимость удовлетворить отложенный спрос на это сырье со стороны металлургов во многих странах. Кроме того, рост потребления лома также связан с экологическими обязательствами государств, взятых на себя в рамках декарбонизации и сокращением выбросов СО2.
“Подъем рынка мы будем наблюдать и в следующем году, мы ожидаем благоприятной конъюнктуры”, – считает Йенс Бьоркман (Jens Bjorkman), директор шведской ломозаготовительной компании Stena Metal International.
По мнению Стивена Веркаммена (Steven Vercammen), старшего эксперта консалтинговой компании McKinsey, основным драйвером роста спроса на металлолом во всем мире станут декарбонизация, желание стран и компаний сократить выбросы углерода. “Это позволит увеличить долю лома в использовании металлургического сырья намного больше нынешних 30%”, – полагает он.
“Использование лома в выплавке стали значительно снижает нагрузку на окружающую среду. В случае замены конверторного или мартеновского способа производства на электросталеплавильный снижение до 10 раз. Проще говоря, больше металлолома в металлургии – меньше выбросов СО2. Это делает металлолом еще более важным сырьем. И страны с развитой сталелитейной промышленностью начинают всячески сдерживать его экспорт”, – говорит замглавы комитета Верховной Рады по экономическому развитию Дмитрий Кисилевский.
Согласно данным Bureau of International Recycling (BIR), ежегодно в мире перерабатывается порядка 630 млн. т металлолома, предотвращая около 950 млн. т выбросов парниковых газов. Одним из основных игроков на рынке становится Китай, который только за 1 полугодие 2021-го нарастил потребление лома черных металлов на 47%, до 137,95 млн. т. Аналогичные процессы происходят и в других странах. Например, ряд европейских компаний, в частности, ArcelorMittal, Salzgitter, Voestalpine, British Steel и др., уже заявили об инвестициях в электросталеплавильные комплексы вместо доменных печей.
Понятно, что для реализации планов понадобиться много металлолома. Но сейчас Евросоюз – это ведущий экспортер металлолома в мире, который за 1 полугодие 2021-го нарастил экспорт этого сырья на 49%, до 11,24 млн. т. И вполне логично, что европейские металлургии через свое стальное лобби Eurofer еще летом текущего года попросили Брюссель хоть как-то ограничить вывоз этого сырья за пределы блока.
17 ноября Еврокомиссия представила к обсуждению новые регуляторные правила по обращению с отходами, включая металлолом, исходя из экологических соображений. В частности, предлагается запретить экспорт отходов, в том числе металлолома в страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). У ЕК есть сомнения, что они могут обеспечить переработку отходов в соответствии с экологическими стандартами. При этом покупатели из стран ОЭСР также должны будут пройти аудит и подтвердить правильное обращение с отходами, которые покупают в ЕС.
За этим процессом очень внимательно следит Турция, крупнейший импортер лома в мире. Так, за 9 месяцев-21 турецкие заводы уже закупили зарубежом 18,853 млн. т металлолома (+16,6% к АППГ), в т.ч. в ЕС – 9,787 млн. т (+19,3% к АППГ).
“Если ЕС запретит экспорт металлолома, что будет незаконным в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), я считаю, что это будет концом отношений между Европой и Турцией”, – говорил ранее исполнительный директор турецкой сталелитейной компании Colakoglu Metalurji Угур Далбелер.
Более того, Турцию ждет “подарок” и от России, которая уже с 1 января готовится повысить экспортную пошлину на металлолом с 70 евро до 100 евро за тонну. Такое решение анонсировали в Минпромторге РФ, а 16 ноября его одобрила Подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам. Напомним, что РФ в текущем году уже один раз повышала ставку – с 45 до 70 евро за тонну, но этого оказалось недостаточно. В январе-сентябре турки нарастили закупки лома в странах СНГ на 20,6% г/г, до 2,160 млн. т, и большая часть этих объемов были из России.
Это сулит новые проблемы украинским металлургам, считает президент объединения предприятий “Укрметаллургпром” Александр Каленков. Он обратил внимание, что Евросоюз, обладая избыточными запасами металлолома, всегда был одним из крупнейших его экспортеров. “Но даже ЕС сейчас собирается вводить запрет на экспорт”, – говорит он, добавляя, что подобные меры вводят практически все страны с развитой металлургией. Украина рискует остаться последним открытым рынком. “При этом в стране уже сейчас есть дефицит лома. Если не будут приняты какие-то меры, мы столкнемся с тем, что наши металлурги произведут меньше готовой продукции”, – говорит он.
За 10 месяцев текущего года Украина нарастила экспорт металлолома в 15 раз, до свыше 500 тыс. т, из которых 90% были отгружены как раз в Турцию, где металлургические производители пользуются целым рядом преференций от льготных кредитов до низких тарифов на энергоносители.
“Турецкое правительство создало такие условия для своей металлургической промышленности, что они могут выгребать лом со всех близлежащих рынков по завышенным ценам. Мы конкурировать (с такими ценами на лом – ред.) не можем”, – объяснил Каленков.
Замещать недостающий ресурс импортными поставками нелогично, если страна располагает необходимым сырьем, говорит директор CMD Ukraine Игорь Гужва: “Это нонсенс. У нас есть свой источник лома. А вместо того, чтобы сформировать свою устойчивую политику по внутренней переработке, мы его экспортируем”. Внутренние поставки позволяют предприятиям стабильно работать и гарантировано выполнять заказы. Тогда как импорт зависит от регуляторных решений других стран. “Сегодня мы смогли завезти лом, а завтра какая-то страна повысила пошлину или ввела запрет на экспорт. В таких условиях об устойчивом развитии металлообрабатывающих отраслей говорить тяжело. Отсутствие доступа к сырью приводит к постоянным сбоям и потере рынков”, – объясняет Гужва.
“Такой сценарий абсолютно неприемлем, если мы не хотим быть чьим-то сырьевым придатком и строим свою сильную успешную экономику”, – считает Кисилевский. Государству выгоднее перерабатывать лом в металл и затем в готовую продукцию, чем экспортировать сырье, уверен нардеп, поскольку 1 т экспортируемого лома дает Украине чуть меньше 2 тыс. грн – это взимаемая пошлина в EUR58. Тогда как 1 т лома, переработанного в сталь, дает более 10 тыс. грн налогов.
Спрос на лом, а соответственно и цены на него постоянно растут, поэтому размер действующей пошлины в EUR58/т уже не сдерживает поставки на внешние рынки. В этой ситуации Кабмин должен принять решение временно запретить экспорт лома из страны, считает Каленков. “Параллельно за это время необходимо принять решение об увеличении экспортной пошлины хотя бы до 200 евро на ближайшие три года”. Кроме того, государству нужно принять стратегическое решение о запрете на вывоз лома, как это делает ЕС, “если мы хотим идти по пути декарбонизации и уменьшению выбросов СО2”. (uaprom.info/Металл Украины и мира)