В этом году цены на литий, составляющий основу аккумуляторных батарей для электромобилей, достигли рекордного уровня, что усилило опасения, что металла не хватит для питания переключателя от двигателей внутреннего сгорания. В таких условиях сейчас самое подходящее время для строительства новых шахт.
Группа компаний Rio Tinto выясняет стакивается серьезным сопротивлением. В течение нескольких месяцев после обнародования планов шахты стоимостью 2,4 миллиарда долларов в западной Сербии местные оппоненты организовали движение, которое потрясло правительство и остановило города, когда тысячи протестующих маршируют по улицам. Впоследствии власти приостановили действие плана землепользования для предполагаемого рудника, хотя и не отклонили проект полностью.
“Весь проект Джадар – это просто еще один способ для транснациональных компаний с помощью нашего государства получить прибыль и нанести ущерб народу Сербии”, – сказала Славиша Милетич, активистка, живущая недалеко от планируемой шахты.
Противодействие, с которым сталкивается Rio, воспроизводится по всему миру, и руководители отрасли считают это своей самой большой проблемой в будущем. Southern Copper Corp. изо всех сил пытается получить государственную поддержку скандального проекта стоимостью 1,4 миллиарда долларов в Перу, а компания Lithium Americas Corp. предстала перед федеральным судом США по поводу запланированного месторождения в Неваде.
Исторически сложилось так, что горнодобывающая промышленность предлагала рабочие места и экономическое развитие типично бедным районам с налогообложением и отчислениями для пополнения государственной казны. Но слишком часто люди, живущие поблизости, расплачивались за ухудшение состояния окружающей среды и случайные катастрофы.
Это меняется. Местные жители сопротивляются, решая, что экономические выгоды не перевешивают затраты на качество их жизни. Правительства также все больше не хотят или не могут игнорировать эти опасения.
“Сегодня построить шахту стало труднее, чем когда-либо прежде”, – сказал Бен Дэвис, аналитик горнодобывающей компании Liberum. “Гораздо проще организовать оппозицию, часто в сельских и изолированных общинах”.
Чтобы успокоить критиков, сербское правительство предложило референдум по шахте, но это само по себе вызвало споры, поскольку оппозиция заявила, что недавние изменения в законодательстве склонили чашу весов в пользу правительства и Рио.
Протестующие также взорвали попытку ускорить смену владельцев как государственных, так и частных проектов. Возмущение вынудило президента Александра Вучича отправить предложение обратно в парламент для доработки.
“Вопросы окружающей среды долгое время игнорировались в Сербии, потому что экономика и уровень жизни доминировали в течение многих лет”, – сказал Боян Клачар, директор базирующегося в Белграде Центра свободных выборов и демократии (CESID). “Приоритеты изменились”.
Несколько тысяч сербов протестовали в течение четвертых выходных в нескольких городах, требуя безоговорочного запрета на разведку и добычу лития любой компанией, а не только Rio Tinto. На крупнейшем митинге в столице Белграде активисты пообещали активизировать свои протесты, если их требования не будут выполнены к следующему месяцу.
Когда в июле Rio, вторая по величине горнодобывающая компания в мире, объявила о проекте, для нового генерального директора Якоба Стаушолма это выглядело серьезным ударом.
Литий – это перспективный товар, имеющий решающее значение для глобальной декарбонизации. Крупнейшие автопроизводители, от Tesla Inc. до Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., нуждаются в постоянно растущих поставках аккумуляторных материалов для ускорения выпуска электромобилей, при этом BloombergNEF ожидает, что спрос на литий-ионные минералы вырастет в пять раз к 2030 году. (metallurgprom.org/Металл Украины и мира)