Российские металлурги сталкиваются с нарастающими сложностями в поставках продукции на экспорт из-за европейских санкций, отрезавших отрасль от ключевого рынка сбыта.
В октябре перевозки черных металлов по железной дороге упали на 11,7% год к году, до 5,3 млн тонн, следует из статистики РЖД. По сравнению с сентябрем погрузка металлов сократилась еще на 300 тысяч тонн, а темпы годового спада ускорились на 4,3 процентного пункта и стали рекордными с начала войны.
Проблемы, как следует из данных РЖД, возникли с экспортом: в сентябре он рухнул на 43%, а октябрьские данные транспортная монополия решила не раскрывать.
“По сути, экспорт черных металлов встал”, – констатирует аналитик ПСБ Егор Жильников. Ставшая “токсичной” в глазах покупателей российская продукция продается со скидками от 15% до 40% к мировым ценам, а это разоряет металлургов.
“При текущих ценах реализации продукции крепость рубля не позволяет компаниям работать в плюс даже на высокодоходных рынках Европы, куда разрешена поставка слябов до 2024 года”, – указывает Жильников.
Попытки развернуть экспорт на восток обернулись лишь новыми убытками для металлургической отрасли, на которую приходится около 18% промышленного производства и порядка 5% российского ВВП.
В последние месяцы были прецеденты “отрицательной рентабельности” на экспортных направлениях, причем по отдельным контрактам этот показатель доходил до минус 49%, рассказывал “Ведомостям” представитель группы “Русская сталь”. Цены на сталь в Юго-Восточной Азии настолько низкие, что экспорт убыточен при любом направлении отгрузки, указывает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов.
Продажами за рубеж сейчас занимается НЛМК: предприятие располагает активами в Европе, а также не было причислено к санкционным организациям, указывает Жильников. Остальным же приходится искать клиентов внутри России, где рентабельность пока положительная – около 30%. (FINANZ/ Металл Украины и мира)