За 11 месяцев с начала войны в Украине против российской металлургии был наложен ряд санкций, усложняющих экспорт сталелитейщикам из РФ. Однако подходы к ограничениям со стороны крупных экономик – ЕС, США, Великобритании – отличаются, говорится в исследовании GMK Center. Санкционная политика США, например, предусматривает минимальные запреты, однако американские покупатели сами избегают продукции российского происхождения. Евросоюз оставил возможности торговли сырьем из РФ и отсрочил ограничения по полуфабрикатам. Великобритания пошла по пути введения импортных пошлин.
ЕС. Евросоюз ввел против российской стали широкие санкции. Однако европейцы оставили возможности для торговли сырьем, в частности, чугуном и ЖРС.
Ограничения против российской металлургии предусмотрены 3-м, 4-м и 8-м санкционными пакетами, введенными в феврале, марте и октябре 2022 года. ЕС запретил импорт и торговлю готовой стальной продукцией российского происхождения и полуфабрикатами по кодам HS 72-73, за исключением сырья, в частности, чугуна, ферросплавов, лома, ЖРС.
С октября 2022 года ЕС также запретил импорт из третьих стран продукции черной металлургии, произведенной из российских чугуна и стали, под кодами, указанными выше.
По задумке европейских законодателей, эта мера должна устранить дисбаланс в конкурентоспособности импортной продукции из стран, не присоединившихся к санкциям против России. Но игроки рынка пока не понимают, как будет работать этот механизм, в частности в вопросах контроля.
В то же время ЕС отсрочил запрет на импорт полуфабрикатов: до 1 апреля 2024 года – для квадратных заготовок, до 1 октября 2024 года – для слябов. Евросоюз также установил квоты на переходный период, в частности для слябов их оставили на уровне импорта в 2021 году – 3,7 млн т.
Решение по полуфабрикатам – мягкое и не стимулирует европейских покупателей к поиску других источников поставок. Еще до введения запрета на импорт слябов против него выступили европейские прокатные заводы, утверждая, что российские поставки слябов – безальтернативные, и Еврокомиссия, в которую они обратились, приняла этот аргумент.
Но стоит отметить, что российские поставки слябов стали безальтернативными после того, как с рынка исчезла продукция украинских производителей, которые до войны обеспечивали 35% поставок слябов в ЕС. Фактически это произошло из-за разрушения заводов Мариуполя. Иными словами, российские металлурги извлекли коммерческую выгоду от разрушений, нанесенных российской армией Украине.
В то же время, как считают игроки рынка, возможность импорта российских слябов наносит ущерб металлургам Европы. В отличие от российских они пострадали от высоких цен на энергоносители.
Приблизительно 80% импорта слябов из России в ЕС сейчас приходится на поставки внутри группы НЛМК, владеющей прокатными станами в Бельгии, Дании и Италии. Предложение слябов на свободный рынок, по данным источников, по состоянию на конец 2022-го незначительное или вообще отсутствует.
Кроме того, против НЛМК нет никаких ограничений, европейские активы группы продолжают работать и импортируют слябы из РФ.
Что касается индивидуальных санкций, то ЕС ввел их против основных акционеров четырех из топ-5 российских производителей стали, а именно: Алексея Мордашова (“Северсталь”), Виктора Рашникова (ММК), Романа Абрамовича (Evraz), Алишера Усманова (“Металлоинвест”), а также Дмитрия Пумпянского (ТМК).
Индивидуальные санкции также распространяются на ассоциированные компании и платежи им, что блокировало торговые операции с тремя крупнейшими российскими сталелитейными компаниями. “Металлоинвест” из-за формальной структуры собственности избежал санкций, наложенных на его крупнейшего акционера Алишера Усманова, и продолжает экспорт в ЕС горячебрикетированного железа и железорудных окатышей. Другим российским сталелитейным компаниям разрешили торговать на рынке ЕС с учетом торговых санкций.
США. Политика Соединенных Штатов не обязывает к широкому отказу от российской стали. Страна ввела импортные пошлины в 35% на ряд изделий из чугуна и стали достаточно узкого сортамента, но включая слябы. В обычном режиме можно было торговать широким ассортиментом готовой металлопродукции и чугуна из России.
Наиболее импортированным продуктом российской металлургии в США был чугун, в 2021 году объемы его импорта составили 1,8 млн т. Однако с мая 2022 года поставки чугуна в США прекратились, что свидетельствует о желании покупателей избегать российских товаров, несмотря на широкие возможности их импорта.
Соединенные Штаты ввели санкции только против двух из пяти крупнейших российских производителей стали – “Северстали” и ММК (включая турецкую “дочку” MMK Metalurji). В то же время продолжают работу американские дочерние компании НЛМК и Evraz. “Металлоинвест” избежал ограничений, поскольку подсанкционный акционер Алишер Усманов владеет лишь 49% акций компании. Также позже по спецлицензии от Минфина США (OFAC) были разрешены операции с аффилированными лицами Усманова.
Великобритания. Санкции со стороны Великобритании сосредоточены на торговых ограничениях. В марте 2022 года страна ввела дополнительные пошлины в 35% на импорт товаров происхождением из России и Беларуси, включая чугун и сталь, изделия из них, железную руду и концентраты. Британия также запретила импорт готовой стальной продукции, которая входит в широкий перечень кодов HS.
Британия не являлась крупным импортером стали из РФ. В 2021 году ее доля в общем российском экспорте проката составила 0,4%. В 2022-м импорт из России был незначительным, в июне поставки полностью прекратились. В то же время британские промышленники указывают на лазейки, позволяющие опосредованный импорт российской стали. Так, ассоциация UK Steel отметила, что Британия может импортировать готовую стальную продукцию, производимую из российских полуфабрикатов, из других стран, включая Германию, Бельгию, Францию. Переработка любого полуфабриката в третьей стране изменяет происхождение стали и фактически позволяет обойти санкции. Ассоциация предложила расширить санкции на перерабатываемую в третьих странах российскую сталь по примеру 8-го пакета санкций Евросоюза.
Персональные британские санкции действуют против шести человек, аффилированных с российскими сталелитейщиками, на деятельность собственно компаний они не распространяются. Под прямые санкции попал только Evraz, активы которого были заморожены.
Логистика и торговые операции. Санкции против российской стали, введенные Евросоюзом и отдельными странами, также предполагают усложнение логистики и поставок для РФ. Запрет на заход российских судов в местные порты, в частности, действует в США, Великобритании, Канаде.
Кроме того, ограничения касаются и торговых сделок. Например, резиденты Великобритании не могут оказывать техническую помощь, финансовые или брокерские услуги для поставок стальной готовой продукции и труб из РФ, даже если эта продукция поставляется в третьи страны.
Имплементация 4-го пакета санкций Евросоюза со стороны Швейцарии, последовательно присоединяющейся к ограничениям ЕС, также предусматривает запрет на финансирование, страхование торговых операций с российской продукцией по кодам HS 72-73 (за исключением 7201-7205), даже если сторонами соглашения являются другие страны.
В целом возможности для импорта чугуна и стали из России остаются достаточно широкими, хотя санкции все же сузили это поле. В то же время это отличается от позиции жесткого ограничения импорта российских энергоносителей. Война в Украине и рекордный рост стоимости энергоносителей серьезно отразились на европейской металлургии и глобальном рынке стали. Поэтому в этой ситуации рост импорта энергоемкой продукции из РФ, в частности чугуна и стали, не является логичным, поскольку по сути это опосредованный импорт угля, газа и нефти из страны-агрессора.
Однако санкционное давление будет продолжаться. Так, уже в феврале текущего года ЕС может ввести 10-й пакет санкций против РФ. Кроме того, Евросоюз планирует новые санкции против Беларуси за ее роль в поддержке российского вторжения. Планируется, что они будут включать ограничения по металлопродукции из этой страны.
Новые санкции еще больше повлияют на глобальную торговлю и мировые рынки. Вполне возможно, что они заставят ЕС искать альтернативные источники поставок стальной продукции, как это было в случае с нефтью и газом. (GMK Center/ Металл Украины и мира)