Цены. До начала празднования китайского Нового года, 13-20 января, цены на коксующийся уголь росли. Этому способствовали ожидания относительно ослабления запрета на импорт австралийского угля со стороны Китая. Кроме того, прогнозировалось, что сезон дождей в Австралии, который будет продолжаться в течение нескольких недель, может привести к дефициту на спотовом рынке. Однако покупатели осторожно отнеслись к высоким котировкам на сырье, покупая только нужные объемы. Они ждали окончания праздничного периода, чтобы увидеть, какими будут тенденции.
За неделю 13-20 января, по данным Kallanish, цена коксующегося угля премиум-класса FOB Австралия составляла $329,5/т, она выросла более чем на $20 по сравнению с предыдущей неделей. На Сингапурской бирже февральские фьючерсы 20 января торговались на уровне $332,3/т.
За неделю 20-27 января котировки коксующегося угля FOB Австралия выросли почти до $332/т (данные Kallanish), на Сингапурской бирже февральские фьючерсы в конце прошлой недели, 27 января, торговались на уровне $339,2/т.
Китай. О том, что КНР начинает постепенно открываться для австралийского угля, свидетельствуют новости с рынка. Так, в начале января говорилось, что Национальная комиссия по вопросам развития и реформ Китая вела переговоры о том, чтобы потенциально позволить нескольким китайским компаниям возобновить торговлю углем с Австралией, включая крупнейшего государственного производителя стали в Китае Baowu.
В то же время Australian Financial Review сообщила: главный финансовый директор австралийской компании Coronado Global Resources Герхард Зимс в середине января рассказал инвесторам, что компания получила запросы от ряда сторон. Он отметил, что потенциальные клиенты были “не только официально утвержденными”. Комментарии представителя Coronado свидетельствуют, что более широкий круг китайских промышленников считает, что они в скором времени получат возможности для импорта.
Кроме того, по данным Argus, в канун Нового года по лунному календарю был заказ на 80 тыс. т коксующегося угля из шахты Moranbah North в Квинсленде с поставками в Китай в феврале-марте текущего года. Кто был покупателем, узнать не удалось, поскольку китайские рынки были закрыты, однако известно, что цена составляла $325/т с учетом фрахта.
В 2022 году Китай нарастил импорт коксующегося угля на 16,9% г./г. – до 63,87 млн т. Страна покупала сырье в среднем по $236/т, что на 15,08% выше, чем в предыдущем году, сообщил Kallanish со ссылкой на Главное статистическое управление КНР.
В декабре прошлого года КНР сократила импорт коксующегося угля на 13,66% г./г. – до 6,46 млн т, однако по сравнению с ноябрем он вырос на 12,8%. Среди стран-экспортеров доминировали Монголия и РФ. Это единственные страны, в 2022-м увеличившие поставки этого сырья на китайский рынок по сравнению с предыдущим годом. Отгрузки из Монголии увеличились на 82,42% г./г., из РФ – на 97,41% г./р., до 25,61 млн т и 21,07 млн т соответственно.
Индия. В 2022-м, по данным Steelmint, Индия была ведущим импортером коксующегося угля, объем импорта этого сырья в страну составил 22% от общего мирового – 69 млн т. Спрос со стороны местных импортеров в прошлом году был стабильным и существенно не колебался, даже несмотря на экспортные пошлины на сталь. Ни один крупный производитель страны не показал резкого сокращения производства.
Индия является для Австралии одним из альтернативных китайскому рынков сбыта коксующегося угля и руды. Однако в последние несколько месяцев многие индийские метзаводы заменили более дорогой австралийский коксующийся уголь сырьем из других источников, пишет Metal Miner.
По данным министерства торговли Индии, хотя основную долю импорта коксующегося угля до сих пор составляет продукция из Австралии, много сырья индийские метзаводы импортировали из Индонезии, РФ и США. Так, объем импорта австралийского сырья с апреля по ноябрь 2022-го упал более чем на 18% – до 23,6 млн т. В то же время по итогам прошлого года Индия увеличила импорт российского коксующегося угля на 141% г./г. – до 2,77 млн т, китайского – на 90%, до 21 млн т.
Поскольку Индия является второй в мире страной по объемам выплавки стали, она нуждается в стабильных поставках коксующегося угля. В настоящее время 90% своих потребностей в угле страна покрывает за счет импорта. Местные меткомбинаты начали искать альтернативы после того, как в марте 2022-го цена достигла максимума – $620/т. Кроме того, Индия к 2030 году планирует удвоить внутреннюю добычу коксующегося угля – до 140 млн т.
Как сообщал GMK Center, металлургические компании Китая в январе-ноябре 2022 года. нарастили импорт коксующегося угля на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года – до 57,37 млн т. По итогам ноября Китай сократил импорт коксующегося угля на 25,96% в годовом исчислении – до 5,73 млн т. По