Абайский угольный разрез “Каражыра” перестал экспортировать уголь в Украину. Об этом в кулуарах столичного форума по казахстанскому содержанию рассказал замгендиректора предприятия Асет Сыдыков.
“В этот год у нас никак из-за войны, из-за политической ситуации, а так мы, конечно, туда примерно от 200 тыс. до 600 тыс. тонн ежегодно поставляли в Украину”, – уточнил он, комментируя вопросы inbusiness.kz.
По его словам, в основном уголь “Каражыра” был нацелен на замещение угольного топлива, ранее поставлявшегося на общий украинский рынок из Донецкой и Луганской областей. Договоренность о поставках была достигнута после поездки большой делегации компании в Украину для встречи с местным правительством в начале 2020-х годов, однако последовавший конфликт изменил планы.
К слову, в сентябре минпромышленности сообщало, что “Каражыра” поставила с начала года в Украину несколько десятков тыс. тонн угля.
Вместе с тем угольное предприятие сейчас испытывает трудности с транзитом при экспорте угля в Польшу и Беларусь через РФ.
“Раньше мы 100 тыс. в месяц грузили, сейчас 20 тыс. грузим… Планы по России не согласовывают…Нужно специальные маршруты через Тамань организовывать, а сама программа ДМЗ (динамическая модель загрузки инфраструктуры РЖД. – Прим.) – она сразу отрезает и просто планы режет”, – констатировал Сыдыков.
Отметим, что в интервью журналистам на форуме глава ТОО “Евразийская группа” Серик Шахажанов говорил, что дочернее предприятие Eurasian Resources Group – “Шубарколь комир” испытывало проблемы с транспортировкой угля через Россию, сейчас этот вопрос помогает решать казахстанское правительство. Вместе с тем о трудностях на железной дороге ранее также сообщал другой добытчик шубаркольского угля “Шубарколь Премиум”.
Кстати, по словам Сыдыкова, ранее “Каражыра” поставлял существенные объемы угля Бишкекской ТЭЦ, однако в этом году тендер там выиграли конкуренты с шубаркольского разреза.
“Мы два года поставляли на Бишкекскую ТЭЦ уголь. Это 600 тыс. и 450 тыс. тонн – мы в общей сложности полтора миллиона за два года поставили. Дело в том, что шубаркольские наши коллеги в эти годы были далеко на экспорте, а в этом году конкурс состоялся, и победили наши коллеги из “Шубарколя”, теперь они поставляют”, – отметил замгендиректора.
С учетом перспективности узбекского рынка в “Каражыра” планируют также нарастить поставки угольного топлива туда после строительства железной дороги Дарбаза – Мактаарал, начавшегося на днях.
“После строительства узла Дарбаза, потому что узел Сарыагаш уже не потянет Ташкент, и когда тот узел будет, тогда, конечно, будем все поставлять – и майкубинские коллеги, и Kazakhmys Coal, и мы, и “Шубарколь”, и “Шубарколь премиум”, – сказал он, отвечая на вопрос о том, будет ли компания наращивать поставки в Узбекистан.
При этом казахстанский рынок также может увеличить объемы потребления угля “Каражыра”. Источниками постоянного и значительного спроса в будущем могут стать новые ТЭЦ, которые обещают построить в Семее и Усть-Каменогорске с участием российской компании “Интер РАО”.
“По географической близости – нельзя возить уголь далеко, чтобы производить электроэнергию. Поэтому на том совещании на прошлой неделе – форуме, который 19-го был межграничный, на нем по Оскемену и Семею рассматривали уголь “Каражыра” по географической близости, а Кокшетау богатырский рассматривали. Потому что калории нельзя возить далеко, чтобы стоимость перевозки, во-первых, забивать пути железнодорожные нелогично, зачем забивать все железнодорожные пути. Во-вторых, получается, что стоимость одной калории будет дорожать вдвое, если ее возить далеко, и потом уже это станет неконкурентным, необоснованным. В этой связи когда вопрос стоит энергетики — это значит, разрез в непосредственной близости к производству электричества и тепла, поэтому мы планируем участвовать Оскемен, Семей”, – поделился Асет Сыдыков.
Напомним, сейчас уголь марки “Каражыра” используется для выработки тепла и электричества на ТЭЦ ВКО и Абайской области, в то время как электростанции Центрального и Северного Казахстана работают в основном на высокозольном топливе экибастузского разреза “Богатырь”, принадлежащего “Самрук-Энерго”.
Месторождение Каражыра расположено в 135 км к юго-западу от Семея, его запасы ранее превышали 1,2 млрд тонн угля. В 2022 году, согласно годовой отчетности, на разрезе было добыто 8,7 млн тонн. Доля предприятия на внутреннем рынке коммунально-бытового угля составляет примерно четверть. Чистая прибыль “Каражыра” в прошлом году была рассчитана в объеме 9,3 млрд тенге. (Inbusiness.kz/ Металл Украины и мира)