Как сообщает Euractiv.eu, в то время как ЕС и США зашли в тупик в отношении Глобального соглашения по устойчивой стали и алюминию (GASSA), европейские производители стали призвали Брюссель возобновить переговоры. США и ЕС пообещали работать над соглашением о «зеленой стали» в 2021 году. Вашингтон впервые создал клуб «зеленой стали» в декабре 2022 года, чтобы преодолеть замороженный ответный спор о тарифах, начатый администрацией Трампа. Прогресс был медленным, и теперь производители стали призывают участников переговоров активизировать усилия.
«Переговоры следует возобновить, опираясь на то, что уже обсуждалось и, возможно, завершилось», — заявил Аксель Эггерт, генеральный директор Европейской ассоциации производителей стали (EUROFER). «Глобальные избыточные мощности ухудшаются с каждым днем и вряд ли исчезнут независимо от результатов выборов по обе стороны Атлантики», — сказал он Euractiv в комментариях по электронной почте.
Сегодня этот стальной клуб известен как GASSA. На министерской встрече Совета по торговле и технологиям встречаются участники торговых переговоров между ЕС и США, и существует вероятность того, что дальнейшие детали GASSA могут быть конкретизированы.
Производственные мощности стали значительно превышают спрос, и перспективы не являются многообещающими. «Ожидается, что проблема избыточных мощностей в будущем станет еще более острой», — предупредил Комитет по стали ОЭСР, клуба, состоящего в основном из богатых стран. В Китае, где экологические проблемы и дешевая рабочая сила являются нормой, находится чуть менее половины мировых мощностей по производству стали. Между тем, в 2023 году 15% производственных мощностей остались неиспользованными, а западные страны усугубляются тем, что Китай открывает шлюзы для дешевой стали.
Тем временем Европа и США стремятся дать толчок зеленой трансформации сталелитейной промышленности, инвестиционно-интенсивному процессу, который не может быть экономически выгодным, если не будет гарантирован спрос на «зеленую» сталь по ценам выше рыночных. Стальной клуб обеспечит это, оградив «неустойчивую» китайскую сталь. Однако детали сделки пока неясны, по словам Майка Уильямса, старшего научного сотрудника Центра американского прогресса (CAP), либерального аналитического центра в Вашингтоне.
Начало переговоров о GASSA первоначально послужило мирным предложением с обеих сторон после тарифного спора в эпоху Трампа, когда европейский импорт не соответствовал протекционистским тарифам, что вызвало ответные тарифы со стороны ЕС. При администрации Байдена США ввели тарифную квоту, которая позволяла импортировать определенное количество стали и алюминия из ЕС без каких-либо последствий. В ответ ЕС временно поднял тарифы, что Эггерт из EUROFER назвал «позитивным шагом». Тем не менее, ЕС предпочел бы полную отмену тарифов, а не необходимость придерживаться квоты.
Сообщается о планах ЕС принять участие в судебных разбирательствах, балансируя на грани войны, и подать на США в суд во Всемирную торговую организацию (ВТО), чтобы усилить давление, одновременно обсуждая условия будущего сталелитейного клуба. Однако это не будет способствовать переговорам по GASSA. Текущая договоренность была продлена в декабре 2023 года, а следующий крайний срок приходится на выборы в ноябре 2024 года в США, где маячит вторая администрация Трампа.
Торговые эксперты из Фонда Бертельсманна отметили, что возвращение Трампа приведет к новым тарифам и разрушит стальной клуб. Но самой большой проблемой может стать существенно отличающийся подход к промышленной трансформации. США надеются предложить тариф, основанный на углеродоемкости стали, импортируемой из других стран, но не затрагивают внутреннее производство, поскольку оно считается политически токсичным. «Это неизбежно всплывет, но на данный момент очень сложно обсуждать, можно ли установить внутреннюю цену на выбросы углерода, и это то, что я вижу в Брюсселе», — сказала Ирина Кустова, научный сотрудник Центра исследований европейской политики. (ЦЭПС).
Уильямс из CAP заявил, что нынешний политический климат делает такую политику «неудачной». Тем временем ЕС установил цену на выбросы CO2 при внутреннем производстве стали и теперь начнет подвергать импорт тарифному механизму, основанному на воздействии на климат, известному в Брюсселе как Механизм регулирования углеродной границы (CBAM). Этот подход оказался более популярным в Вашингтоне.
По словам Уильямса, в Сенате США находятся как минимум два законопроекта о создании CBAM США, взимающих высокие тарифы на импорт таких материалов, как сталь и алюминий, из углеродоемких стран, таких как Китай, в сравнении с выбросами в США. Законопроект одного американского сенатора-демократа также предлагает ввести внутренний налог на выбросы углерода.
Что касается цен на выбросы углерода, ЕС является мировым лидером, и Вашингтон это знает. По всей Атлантике существуют опасения, что, если США удастся объединить множество стран в стальной клуб, использующий европейскую модель CBAM, это может непреднамеренно усилить влияние Брюсселя. «США не собираются просто следовать своей схеме ценообразования», — сказал Уильямс. «Мы собираемся сократить выбросы по-своему, потому что мы должны следовать нашей политике».
По словам Уильямса, еще одно предложение, находящееся в разработке, заключается в отмене или значительном снижении импортных пошлин на сталь и алюминий, торговля которыми осуществляется в рамках гипотетического стального клуба. Это означало бы, что американская компания могла бы импортировать европейскую сталь практически без дополнительных затрат, в то время как китайское производство или производство из других стран за пределами блока подверглось бы огромным пошлинам. (MetalTorg/ Металл Украины и мира)