В авиакосмическом секторе минимум до 2026 г. ожидается значительный рост, главным образом связанный с активным спросом со стороны мирового военно-промышленного комплекса. В долгосрочной перспективе, в связи с позитивным ростом пассажиропотока и при реализации оптимистичных прогнозов лидеров мирового гражданского авиастроения, ожидается значительный рост спроса на продукцию из титана и титановых сплавов. Однако существует ряд факторов, который может негативно повлиять на развитие данного сегмента.
На индустриальном секторе не предвидится резких изменений, основным игроком на данном рынке будет Китай, который с большой долей вероятности продолжит усиливать свои позиции. Среднегодовой прирост ожидается в районе 3%.
Медицинский рынок. Несмотря на небольшие объемы, данный сегмент рынка меньше всего подвержен влияниям турбулентности экономики. Единственным исключением за последнее десятилетие, притормозившее стабильный рост спроса по понятным причинам, стала пандемия. Однако по окончанию пандемии объем поставок проката из титана не только быстро восстановился, но и сильно увеличился за счет значительных объемов, поставляемых китайскими производителями.
Сегмент развивающихся рынков, или emerging market, охватывает новые направления применения титана, например, в архитектуре, автомобилестроении, при производстве спортивного инвентаря и товаров народного потребления, является также довольно стабильным со среднегодовым ростом в 2–3%. При этом львиную долю на этом сегменте занимает Китай.
Последнее десятилетие мировые расходы на оборонную промышленность в среднем составляли около 1 % в год от ВВП. Следующее десятилетие увеличение расходов ожидается до 7% и более в год, что, по мнению многих аналитиков, может оказать существенное давление на другие сегменты мировой промышленности, и как следствие вызвать дефицит продукции из титана для гражданского применения.
Даже несмотря на довольно оптимистичные прогнозы по развитию рынка гражданского самолетостроения – одного из основных драйверов мирового рынка титана, остается ряд сдерживающих факторов, которые могут негативно отразиться на динамике спроса высоко маржинальной продукции из титана и титановых сплавов.
Напомним, что с наступлением пандемии, в результате не совсем адекватной политики руководства многих компаний, выразившейся в большом сокращении персонала, привело к потере значительного количества интеллектуального потенциала по всей цепочке производства. Сегодня проблема персонала актуальна во всем мире. К примеру, по данным Ассоциации аэрокосмической промышленности, только в 2020 г. в США было потеряно 87 тыс. рабочих мест в аэрокосмической отрасли. Кроме того, по оценкам аналитиков, в том же году в Европе и Азии было потеряно еще 150 тыс. рабочих мест.
Согласно прогнозам консалтинговой компании аэрокосмической отрасли Oliver Wyman, к 2026 г. в отрасли будет не хватать 24 тыс. пилотов только в Северной Америке. В такой ситуации авиакомпании не захотят заказывать новые самолеты, если у них не будет достаточно пилотов для их управления.
Кроме того, продолжающийся рост инфляции оказывает серьезное негативное влияние на титановую промышленность. Инфляция ведет к повышению расходов на производство и снижению покупательской способности.
Несмотря на то, что цена на авиакеросин значительно снизилась относительно пиковых значений лета 2022 г., она все еще находится на повышенном уровне, что приводит к повышению цен на авиабилеты. Рост цен на сырье сдерживает реализацию планов по развитию производства губчатого титана в ряде стран.
На работе цепочки поставщиков сказались все вышеперечисленные факторы, наблюдается несбалансированность складов под программы производства и плюсом к тому частично нарушено взаимодействие между ними. Несмотря на ряд озвученных негативных факторов в долгосрочной перспективе ожидается рост потребности в продукции из титана. Турбулентность всегда присутствовала на рынке, но тем не менее, спрос на титан продолжает практически удваиваться каждые 10 лет. (metalinfo.ru)