Группа «Метинвест» экспортирует две трети продукции через морские порты. Только 25-30% экспорта едут непосредственно по железной дороге в другие страны, отметил операционный директор компании Александр Мироненко в интервью крупнейшей ежедневной газете Германии Suddeutsche Zeitung. Открытие морского коридора для грузов горно-металлургического комплекса значительно улучшило перспективы отрасли.
«Раньше наши предприятия работали на 35-40% мощности, поскольку мы могли экспортировать только по железной дороге через сушу в Румынию. Сейчас две трети экспорта снова идет через черноморские порты Украины, а горнодобывающие предприятия работают на 80% мощности», – комментирует Александр Мироненко. В то же время, в начале полномасштабного вторжения у компании были значительные проблемы с отгрузкой продукции.
«В начале войны у нас были задержки на 45, а то и 60 дней. Однако в целом железнодорожная система Украины очень хорошо спроектирована: в советское время значительно больше промышленных предприятий перевозило грузы по железной дороге. Конечно, наши перевозки сейчас на третьем месте после пассажирских и военных. Но фактически ограничения возникают только тогда, когда россияне атакуют тот или иной железнодорожный мост. У нас нет особых проблем со сроками доставки. Если перевозка длится на 10-15 часов дольше, это не большая проблема», – добавил он.
Хотя ситуация с экспортом улучшилась с открытием морских путей, российские войска регулярно задают удары по морской инфраструктуре и судам с грузами, что отрицательно сказывается на страховых ставках и стоимости логистики. Напомним, что украинским горно-металлургическим компаниям становится все труднее конкурировать на глобальных рынках, в частности, из-за повышения логистических затрат и проблем с энергоснабжением и увеличением тарифов на электроэнергию.
В частности, «Укрзалізниця» намерена повысить тарифы на перевозки по железной дороге руды и угля на 19%, кокса – на 12%, а зерновых грузов – на 11% (включая повышение на грузовые и пустые рейсы). Сейчас логистика занимает 40% себестоимости продукции «Метинвеста», так что очередное повышение железнодорожного тарифа снизит ее конкурентоспособность.
К тому же, недавно правительство внесло изменения в пункт 6 «Положения об особенностях импорта электрической энергии в условиях правового режима военного положения в Украину», которым украинских производителей обязали покупать не менее 80% электроэнергии в ЕС по европейской цене во избежание принудительного ограничения электроснабжения. Эти факторы оказывают значительное влияние на конкурентоспособность украинской металлургии и снижают экспортные возможности производителей, что приводит к уменьшению валютных поступлений в страну. (gmk.center)