В Украине доля отечественного угля при производстве кокса составила 72,5% за 11 месяцев 2024 года. Но до полномасштабного вторжения, ситуация была кардинально иной – импорт составлял до 80%. Как сказано в исследовании GMK Center «Баланс рынка коксующегося угля в Украине», ориентация на внутренние поставки произошла как следствие боевых действий, когда объемы производства чугуна и стали уменьшились, а импорт усложнился.
Аналитики утверждают, что для поддержания уровня производства 6,5 млн тонн стали конвертерным и мартеновским способом и 1,3 млн тонн товарного чугуна, Украине нужно 3,2 млн тонн кокса в год, из которых сейчас до 20% импортируется. Также такие объемы предусматривают потребность около 3,8 млн тонн угольного концентрата, из которых 3,1 млн тонн местного производства.
Как известно, на прошлой неделе было объявлено о временном приостановлении доли мощностей по добыче коксующегося угля на одном из крупнейших в стране угольных предприятий. Доля Шахтоуправления «Покровское» в предложении на рынке коксующегося угля в Украине, по расчетам аналитиков GMK Center, в 2023 году составила 66%. То есть, отечественная отрасль может встать перед вопросом поиска источников поставок до 2,5 млн тонн коксующегося угля или кокса.
В то же время, для дальнейшего развития и увеличения использования работающих мощностей требуется увеличение импорта. При том, что в 2021-м Украина импортировала 0,79 млн тонн кокса, уже в 2024-м импорт составил за 11 месяцев 0,7 млн тонн при в 3 раза меньшем объеме производства стали.
В исследовании сказано, что импорт угля в Украину до полномасштабного вторжения составлял 11,5 млн тонн, из них 2,4 млн тонн – морским путем. Таким образом, можно утверждать, о физической возможности импорта коксующегося угля из таких направлений как Австралия, США или Канада в объемах 2-3 млн тонн в условиях безопасной работы морских портов Украины и адекватной цены на мировых рынках. Цена на коксующийся уголь в ноябре оставалась стабильной. В Австралии (FOB Australia) премиальный коксующийся уголь удерживал уровень $203/т.
Аналитики считают, что существует возможность физически обеспечить работу сектора ГМК за счет импортного угля, однако встает вопрос экономической целесообразности импортного сырья.
«Уголь из Австралии (hard coking coal) будет стоить ориентировочно на $50 дороже, что может добавить 11% к затратам на производство тонны стали. Маржи, которая может покрыть такие дополнительные расходы у металлургов на сегодня нет. По нашим оценкам прибыльность EBITDA металлургического производства в 2024-м является отрицательной. Поэтому может встать вопрос об ограничении экспорта украинской стальной продукции в определенные регионы, доставка в которые связана с большими транспортными расходами и, в результате, о сокращении объемов производства», – сказано в исследовании. (GMK Center)