В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта -, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
В январе-ноябре текущего года украинские металлургические предприятия произвели 19,214 млн. тонн стали. С учетом прогноза объединения предприятий “Укрметаллургпром” на декабрь 2018 год украинские металлурги завершат на отметке 21 млн. тонн. Это может считаться успехом, несмотря на некоторое снижение показателей по сравнению с 2017 годом (21,3 млн. тонн), поскольку в статистике прошлого года учтена работа предприятий на неподконтрольных территориях в январе-феврале.
По прогнозу экспертов “ГМК-Центра”, в следующем году украинские металлурги увеличат производство на 3,5-4,5%, до 22-22,3 млн. тонн. Впрочем, этот прогноз будет положительным при условии сохранения благоприятной ситуации на внешних рынках и взвешенной регуляторной политики государства. В случае возникновения осложнений на мировом рынке стали, например введения очередных ограничений либо повышения пошлин, украинская металлургия рискует очень быстро скатиться в очередной кризис.
“Перед украинским горно-металлургическим комплексом стоят огромные риски, и это не преувеличение, – отметил президент ОП “Укрметаллургпром” Александр Каленков. – Сейчас во всем мире сотни миллионов тонн избыточных стальных мощностей. Уровень конкуренции огромен. И поэтому, учитывая даже неплохую конъюнктуру последних двух лет, мы все время стоим на краю пропасти. В любой момент мы можем вернуться к ситуации осени 2008 года или 2015 года, когда цены были на самом низком уровне за 15 лет”.
Второй угрозой А.Каленков назвал рост протекционизма. Он отметил, что с 2014 года в мире возросло количество антидемпинговых и специальных расследований. “На это наложилась политика президента США Дональда Трампа и не столько напрямую, поскольку мы немного стали экспортируем в США, сколько опосредованно. Евросоюз ввел предварительные меры, и по некоторым группам продукции квоты уже выбраны на 91-96%, а ЕС – это 33-34% нашего стального экспорта. Вслед за ЕС тарифные квоты установила Турция, на которую приходится 12-13% наших поставок. Страны Персидского залива тоже думают о том, чтобы вводить защитные расследования. А это еще 15% от того, что мы экспортируем”, – подчеркнул президент “Укрметаллургпрома”.
Стоит отметить, что за 10 месяцев текущего года украинские металлурги отправили на экспорт 12,278 млн. тонн продукции, а на внутренний рынок отгрузили всего 3,084 млн. тонн. Таким образом за границу ушло 79,9% украинского металла. Для сравнения отметим, что в Китае в январе-октябре текущего года произвели 782,458 млн. тонн стали, а ожидаемое потребление по прогнозу World Steel Association в 2018 году составит 781 млн. тонн. В то же время в Индии при производстве в 88,433 млн. тонн (за 10 мес.) ожидаемое потребление по итогам года составит 95,4 млн. тонн. Для США перекос в сторону импорта, несмотря на все введенные ограничения, является весьма существенным – при 71,744 млн. тон стальной выплавки в январе-октябре потребление достигнет по итогам года отметки в 100 млн. тонн.
В Украине потребление стального проката достигло пика в 2007 году (11 млн. тонн). Также относительно неплохими могут считаться 2011-2012 годы, когда данный показатель составлял 8,3-8,4 млн. тонн. В прошлом году емкость внутреннего рынка была 5,16 млн. тонн, а в 2016-м – всего 4,84 млн. тонн. При этом на и так весьма ограниченном отечественном внутреннем рынке очень неплохо чувствуют себя конкуренты. Так, в прошлом году четверть потребляемого металла в Украине (1,302 млн. тонн) поступило из-за рубежа. За 10 месяцев 2018 года импортные поставки металла выросли до 1,217 млн. тонн, или на 11%, в то время как украинские металлурги снизили поставки на домашний рынок на 180 тыс. тонн.
“Импорт растет значительно, и доля его увеличивается, причем в той номенклатуре, которую мы могли бы производить сами. И растет за счет недобросовестного импорта – чаще всего это Китай и Россия, которые имеют государственные преференции и более низкие цены на энергоносители и могут за счет этого завоевывать рынки”, – отмечает А.Каленков.
По оценкам директора ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимира Власюка, чтобы остановить процесс деградации инфраструктуры и деиндустриализации, Украина должна потреблять 12-15 млн. тонн стали в год. “Если мы выйдем на потребление данных объемов, это станет сигналом, что Украина развивается. Мы достигнем такого показателя, если у нас будет индустриальный тренд развития, который связан с реконструкцией инфраструктуры”, – отметил он.
В.Власюк с сожалением констатировал, что оценка необходимых объемов потребления на уровне 12-15 млн. тонн была сделана “Укрпромвнешэкспертизой” еще 15 лет назад, но с тех пор реконструкция крайне изношенной украинской инфраструктуры “так и не началась”. Необходимо напомнить, что в 22 странах ОЭСР работают программы по стимулированию внутреннего потребления стали, а власти Египта анонсировали на 2018-2022 годы программу строительства миллиона домов для бедного населения на сумму в 20 млрд. долл.
В Украине подобных программ просто нет. Правда, “Укрзализныця” за 8 месяцев 2018 года приобрела уже 2,3 тыс. вагонов против 2,7 тыс. за весь 2017 год. Увеличилось финансирование дорожного строительства, а в следующем году на эти цели в госбюджете заложено 50 млрд. грн. Но все это, конечно же, капля в море, и, по оценкам “ГМК-Центра”, рост внутреннего потребления металла в 2019 году ожидается на уровне всего 3%.
Глава парламентского комитета по промышленной политике и предпринимательству Виктор Галасюк обратил внимание на инструменты, которые можно было бы использовать при финансировании программ модернизации украинской инфраструктуры. “Это государственные гарантии, целевая денежная эмиссия, связанная конкретной продукцией, которая поставляется на экспорт или идет на нужды не потребления, а именно на увеличение инвестиционной составляющей ВВП”, – сказал он.
Кроме того, В.Галасюк рассказал, что в Верховной Раде проходит подготовка ко второму чтению законопроекта “Покупай украинское, плати украинцам!”, который предусматривает существенные преференции для украинских товаров при государственных закупках. “Мы планируем своими поправками включить в действие этого законопроекта закупки НАЭК “Энергоатом”, “Укрзализныци”, “Укргазвидобування”, всех предприятий, которые сегодня не попадают под действие закона “О публичных закупках”. После того как мы примем этот закон, там будет предусмотрено ценовое преимущество для украинского производителя, как это работает в США. В США с 1933 года действует закон Buy American Act, предусматривающий 12%-ное ценовое преимущество для американского товара. Мы то же самое предлагаем сделать в Украине, и мы к этому очень близки”, – сообщил глава комитета.
Тем не менее в ближайшие годы львиная доля объемов производства украинских металлургов пойдет на экспорт. Конечно, если на внешних рынках не произойдет ничего экстраординарного. Стоит отметить, что опасения экспертов вызывает и озвученное на днях намерение властей ЕС перейти на ежеквартальные стальные квоты с распределением их по странам. В частности, пока совершенно непонятно, как именно будут распределяться данные квоты. Вызывает обеспокоенность и продолжающееся торговое противостояние между США и Китаем, из-за которого Международный валютный фонд уже снизил прогноз роста мировой экономики с 3,9% до 3,7%. Не добавляет уверенности в завтрашнем дне и информация о возможной рецессии в самих США, вероятность которой в ближайший год экономисты JPMorgan Chase оценивают в 21%.
В любом случае, пока Украина не будет способна потребить хотя бы половину производимой в стране стали, над головой отечественных металлургов будет висеть дамоклов меч ухудшения конъюнктуры внешних рынков. (МинПром/Металл Украины и мира)