Украинские металлурги встретили весну с позитивным настроем, опираясь на хорошие результаты работы в январе-феврале. В марте они практически не снизили объемы производства и цены, но и желаемого роста этих показателей первый месяц весны также не принес.
Достаточно высокие производственные результаты двух первых месяцев и рост цен в период межсезонья давали повод для оптимистичных оценок весенних перспектив металлургов. Ведь в это время в северном полушарии просыпается строительная отрасль, в которой сосредоточено достаточно большое количество потребителей металлопроката. Однако мартовские результаты показали, что глобальная ситуация еще далека от полноценного восстановления, и февральские достижения скорее являются исключением, чем правилом.
В марте по сравнению с февралем выплавка стали в Украине выросла почти на 11% до 2,876 млн. т (за счет большего количества дней), а вот показатель среднесуточного производства практически не изменился и составил 92,8 тыс. т стали. Металлопродукция, экспортируемая из Украины, также не дорожала, а по многим товарным позициям наблюдалась легкая коррекция, что объяснялось снижением спроса со стороны конечных потребителей. По данным ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (УПЭ), март начался с подорожания слябов и некоторых видов плоского проката. В частности, стоимость слябов за первую неделю марта увеличилась на $10 до $520/т, на второй неделе она увеличилась еще на $5 до $525/т. ИА “Металл-Курьер” зафиксировало увеличение цен слябов ближе к середине месяца, но сразу на $20 до $540/т. Однако во второй половине первого месяца весны их котировки тоже начали снижаться. В результате аналитики УПЭ и МК констатировали удешевление слябов до $515/т к концу марта.
По данным специализированных информагентств, снижение цены полуфабрикатов в конце месяца было связано с давлением европейских перекатчиков (в частности, компаний из Италии), чьи клиенты настаивали на снижении стоимости готового продукта – толстого листа. А при цене импортируемых из СНГ слябов, зафиксированной в середине марта, перекатчики не могли работать без убытка.
Горячекатаный рулон, по данным УПЭ, в течение марта дешевел. К концу месяца стоимость этого продукта составила $563/т (минус 3% к началу месяца). В статистике МК цена г/к рулона уменьшилась на 3% до $553/т. Толстый лист, экспортируемый из Украины, в первой половине месяца подешевел на $5 до $570/т, однако уже в середине марта его стоимость вернулась на прежний уровень – $575/т, а к концу месяца снизилась до $565/т (Металл-Курьер). Данные, публикуемые УПЭ, более оптимистичны: был зафиксирован рост стоимости на $5 в первой декаде месяца с последующим снижением цены на те же $5 до $590/т, который продержался до конца I квартала.
В ближайшие месяцы украинские экспортеры плоского проката вряд ли могут надеяться на существенное увеличение отгрузок, а вот в среднесрочной перспективе вполне возможно улучшение ситуации. В середине марта глава крупнейшей в мире металлургической компании ArcelorMittal Лакшми Миттал высказал прогноз, который вполне может устроить многих металлургов. По его мнению, начиная с 2014 г., потребность ЕС в металлопродукции (основное направление поставок плоского проката из Украины) будет расти на 4% ежегодно вплоть до 2017 г. Но в текущем году ожидается снижение потребления на 0,5-1%. У производителей длинномерного проката были особые надежды на март, связанные с появлением дополнительных заказов и ростом цен благодаря оживлению в строительном секторе. Однако пока весна не радует металлургов.
В начале месяца квадратная заготовка, экспортируемая из Украины, подорожала на $5 до $535/т. Однако в последней декаде марта ее стоимость уменьшилась на $7 до $528/т (данные УПЭ). Аналитики Металл-Курьера зафиксировали аналогичные изменения: рост цены в первой половине месяца на $5 до $535/т, с последующим снижением на $10 до $525/т к концу марта. В марте был отмечен достаточно хороший спрос на украинскую заготовку в Турции и странах Ближнего Востока, так как турецкий полуфабрикат подорожал из-за роста цены сырья – стального лома.
На рынке готового сортового проката практически весь месяц экспортные цены держались на уровне, близком или даже превышающем февральские показатели. По данным УПЭ, арматура в начале марта подорожала на $10 до $585/т, но во второй половине месяца произошло снижение цен на $7 до $578/т. Катанка выросла в цене на $15 до $605/т (максимальное значение с начала года), однако к концу месяца ее стоимость просела на $7 до $598/т. В статистике Металл-Курьера в первой декаде месяца был зафиксирован рост стоимости арматуры и катанки почти на 3%. Максимальные значения составили $595/т по арматуре и $608/т – по катанке. Но уже с середины марта цены начали снижаться, и в итоге арматура подешевела на $20 до $575/т, а катанка – на $25 до $583/т. В обоих случаях цены снизились более чем на 11%, разрушив ожидания в отношении весеннего роста спроса на длинномерный металлопрокат.
В целом эксперты отмечают достаточно слабый спрос, в том числе и на ближневосточном направлении. Одно из объяснений – минимальная активность потребителей из Ирака, которые были вынуждены временно свернуть закупки из-за того, что бюджет страны на 2013 г. не был утвержден в парламенте практически до середины марта.
Одним из основных итогов первого квартала стало выравнивание экспортных цен на полуфабрикаты – сляб и квадратную заготовку. Во втором полугодии 2012 г. сложилась достаточно странная ситуация: разница в стоимости продукции одного передела достигала $80/т в пользу заготовки. Уже к концу марта разрыв сократился до $13-15. Также выросли в цене горячекатаные стальные рулоны – продукция более высокого передела. А ведь во втором полугодии прошлого года они стоили дешевле, чем квадратная заготовка.
Одним из фундаментальных факторов, которые повлияли на снижение стоимости полуфабрикатов и готового проката, стало то, что в марте на спотовых рынках началось постепенное снижение стоимости железорудного сырья. За месяц котировки снизились более чем на 10%. Теперь металлургам стало сложнее объяснять, что высокие цены – это следствие высокой себестоимости. Кроме того, металлурги СНГ, Турции и Европы были вынуждены снижать цены из-за уменьшения стоимости китайского металлопроката как на внутреннем рынке, так и при поставках на экспорт. Ориентация на китайцев неслучайна: с осени прошлого года КНР предпринимает регулярные попытки организации поставок металла на Ближний Восток и в ЕС.
С учетом того, что в марте заключались контракты на поставку металлопроката в апреле, можно утверждать, что ожидания существенного сезонного увеличения спроса уже не подтвердились. Поэтому остается надеяться, что в апреле цены и количество заказов на май существенно не снизятся. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)