После майских праздников на подпись президенту ушла утвержденная парламентом программа развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 г. Срок действия предыдущей такой программы истек в 2010 г. О ее выполнении (или, вернее, невыполнении) никто так и не отчитался. Но это не помешало депутатам строить очередные грандиозные планы на предстоящие 20 лет.
Финансовый вес свежеутвержденной программы – более 189 млрд. грн. Правда, основная нагрузка упадет не на бюджет (с него причитается только 26,1 млрд. грн.), а на другие источники, прежде всего на частных инвесторов. Прилагаемый к программе ориентировочный график капиталовложений построен по нарастающему принципу. Первые два года (2011-2012 гг.) – это как бы раскачка. Объем ежегодных инвестиций планируется на уровне чуть больше 6 млрд. грн. (из них по 800 млн. грн. с хвостиком из бюджета). На следующем этапе (2013-2020) он должен превысить уже 8 млрд. грн. в год, на последнем (2021-2030 гг.) – более 11 млрд. грн. Свыше 90% этих средств (176,3 млрд. грн.) предполагается направить на увеличение запасов нефти и газа.
Специалисты из других отраслей имели претензии и к старой программе за ее явный углеводородный крен. Но в новой он стал куда заметнее. Раньше нефтегазоразведчикам удавалось перетянуть на себя лишь 70% финансового одеяла этой программы. Другое дело, что одеяло оказалось во многих местах сотканным из воздуха. Ожидаемого финансирования, ни государственного, ни частного, недропроходцы так и не получили.
Не получили, несмотря даже на то, что предыдущая программа была гораздо скромнее – и по срокам, и по издержкам. Она была принята в начале 2006 г. и охватывала лишь ближайшую пятилетку. На ее воплощение в жизнь депутаты решили выделить чуть менее 9 млрд. грн. Сегодня размах у Верховной Рады явно шире. Те же 9 млрд. грн. должны быть освоены уже до конца 2012 г., т. е фактически за полтора года. Впрочем, бумага стерпит какие угодно цифры. А вот запасы газа, угля, руды от этого в стране вряд ли увеличатся. Для этого расширение сырьевой базы должно стать инвестиционно привлекательным бизнесом. Но в Украине, например, до сих пор так и не заработало ни одно соглашение о разделе продукции. Без прозрачности же в сфере недропользования потенциал отечественных недр может так и остаться нераскрытым. (МинПром/Металл Украины)