Теоретически это принесет отечественным металлургам около $500 млн. дополнительного годового дохода, однако реальное возвращение на рынок Соединенных Штатов может оказаться затруднительным.
В апреле министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что с правительством США достигнута договоренность об ослаблении защитных мер против украинских товаров на американском рынке. По словам чиновника, Вашингтон предложил несколько решений, в том числе заключение Suspension Agreements соглашений о приостановлении действия антидемпинговых пошлин. “Их полная отмена очень сложна ввиду многих политических и экономических нюансов, однако мы будем работать над этим. Пошлины были введены против Украины в то время, когда она не имела статуса рыночной экономики. Сейчас мы входим в ВТО, а также не покупаем газ по льготной цене, что было одной из причин для торговых санкций”, – отметил глава МЭРТ. Сегодня антидемпинговые пошлины действуют в США против 7 видов отечественной продукции: 5 – против металлургической (включая силикомарганец) и 2 – против химической. Некоторые из пошлин введены еще во времена СССР и с тех пор неизменно продлялись. Сейчас идет пересмотр мер против нерулонного горячекатаного листа. В этой связи исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что Штаты в последние десятилетия скрупулезно прикрывали свой внутренний рынок от различного нежелательного импорта. Ныне в стране действуют десятки различных тарифных и нетарифных ограничений по разным товарным и географическим направлениям, включая такие нетарифные приемы, как стандартизация продукции, требования к ее экобезопасности и даже унификация таможенных процедур страной-поставщиком. По мнению экономиста, с одной стороны, это говорит о трудности входа на рассматриваемый рынок, с другой – о ценности допуска на него, если таковой случается. Металлорынок США в 2014-2015 гг. постепенно растет, реагируя на посткризисное возрождение экономической активности. В прошлом году он вырос примерно на 5% до 100 млн. т, примерно такой же прирост ожидается и в этом году. Неудивительно, что на фоне слабости мирового спроса все возможные металлурги пытаются достучаться до американского потребителя, и доля импорта уже достигла одной четвертой, несмотря на все заградительные усилия. Эксперт по экономической политике Виталий Кулик связывает это со значительным влиянием лобби главных потребляющих отраслей – строительства (40% спроса), автопрома (26%), ТЭК (10%). “Их совокупное лоббистское влияние намного больше, чем у металлургов, и украинским поставщикам стоит это учитывать, равно как и то, что Вашингтон заинтересован демонстрировать различные формы экономической поддержки Украины, включая реальное снятие импортных барьеров”, – констатирует аналитик.
Интересно, что раньше Киев уже подписывал со Штатами соглашения, подобные заявленному МЭРТ, правда, они касались приостановки расследования, а не действия самих пошлин. Например, в 2004 г. такое соглашение коснулось толстого листа и действовало три года, хотя затем пошлины все равно были введены. А в 2006 г. США признали Украину страной с рыночной экономикой, и она получила импортные льготы по Генерализованной системе преференций. Если же отдельно говорить о длинномерном прокате, то уже в 2003-2004 гг. его экспорт на американский рынок практически прекратился из-за защитных мер, и смог возобновиться только в минувшем году с отменой импортных пошлин на отечественную катанку.
С учетом политической конъюнктуры специалисты вполне допускают, что Вашингтон таки приостановит действие ряда антиукраинских барьеров, если не вообще всех. Что это может дать нашим поставщикам? Примерно год назад экс-посол Украины в США Олег Шамшур (в конце 2014 г. назначен послом во Франции) говорил автору, что в подобном случае отечественные металлурги и химики могли бы дополнительно зарабатывать в Штатах не менее $500-600 млн. ежегодно. Для сравнения, по подгруппе №72 УКТВЭД в 2014 г. на американский рынок было экспортировано продукции на $327 млн., или на 21,1% больше, чем годом ранее. “Если допустить, что хотя бы $500 млн. из указанного годового прогнозного объема приходится на металлургию, то в денежном выражении поставки могут как минимум удвоиться, а то и утроиться. Излишне говорить, какую мощную поддержку это окажет отрасли в современной ситуации. Позитивом является то, что и по стальным трубам, и по нерулонному прокату есть договоренность о добровольных ценовых ограничениях, а это позволяет быстро наращивать поставки”, – отмечает представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. Действительно, в 1 квартале после достижения ценового соглашения реализация украинских труб в США (относительно 1 квартала 2014 г.) выросла в 5 раз. Состоянием на 2000 г, продажи металлопродукции из Украины в США достигали 2,5 млн. т – 11% металлоэкспорта, но уже в 2001 г. упали на 80% до 505 тыс. т, и затем продолжали сокращаться. Что касается стоимостной конкурентоспособности, то сегодня украинские металлурги способны предложить приемлемые цены в Штатах даже с учетом транспортного плеча, однако конкуренция здесь является жесткой и требует значительных усилий от претендента, продолжает Б. Левич. Он сообщает, что в апреле 2015 г. Украина предлагала экспортный г/к лист по $360-370/т, FOB, тогда как на американском рынке это более $500/т, EXW. Однако листовые котировки в США продолжают снижаться ввиду слабости спроса, что уже привело к уменьшению нишевого импорта, вопреки общему тренду роста национального металлопотребления за счет длинномерного сегмента.
Соответственно, отечественная арматура и катанка сейчас предлагается по $360-370/т, FOB, что также делает теоретически возможными продажи в США, но добиться их будет не слишком просто из-за сильной конкуренции, предупреждают эксперты. Один из ключевых конкурентов на рынке Штатов – это Турция, но она сегодня предлагает свой длинномер на экспорт дороже, по $440-450/т, FOB, а г/к лист – по $420-440/т, EXW (сравним с украинскими расценками). Итак, с одной стороны, металлорынок Штатов является достаточно конкурентным и трудным для входа. С другой стороны, политическая заинтересованность в существующей киевской власти – вполне достаточный стимул для США, чтобы пожертвовать 1-2% растущего (в целом) рынка для финансовой и имиджевой поддержки союзника, у которого мало других способов стабилизировать свою экономику, полагает В. Кулик. При этом лояльная позиция Вашингтона может повлиять и на его младших партнеров по зоне свободной торговли NAFTA: и в Канаде, и в Мексике действует по несколько мер против отечественной промпродукции. Все это имеет значение и для метхолдингов России, которые могут использовать доступные украинские площадки для обхода различных санкций. Это касается, скажем, дочерних активов “Евраза” или же предприятий ИСД, конечных владельцев которого связывают с “Внешэкономбанком”. А как будет развиваться ситуация на самом деле, и насколько металлорынок Соединенных Штатов сможет помочь металлургам Украины, прояснится уже в летние месяцы.
Антидемпинговые пошлины в США против товаров из Украины состоянием на 03.04.2015 г.
Продукция | Ставка пошлины, % | Дата применения/
продления окончательных мер |
Срок действия мер |
Силикомарганец | 163 | 07.1994/11.2012 | 11.2017 |
Арматура | 41,69 | 09.2001/07.2013 | 07.2018 |
Прокат горячекатаный плоский в рулонах | 90,33 | 11.2001/02.2012 | 02.2019 |
Прокат углеродистый горячекатаный плоский не в рулонах* | МК “Азовсталь” – 81,43, ММК им. Ильича – 155, другие – 237,91 | 10.1997/10.2009 | 11.2014** |
Стальные трубы* | 7,47 | 10.07.2014 | 10.07.2017 |
* – подписано соглашение о ценовых обязательствах; ** – очередной пересмотр до 10.2015. Источник: МЭРТ. (Максим Полевой, МинПром/Металл Украины и мира)