Экономика оккупированного Донбасса вошла в активную фазу переустройства: отобранные предприятия уже вовсю налаживают отношения с новыми контрагентами из России. Их главными партнерами стали структуры “Газпрома” и “Российских железных дорог”. Для ДТЭК это плохая новость вдвойне: таким образом, отныне его прямыми оппонентами являются управленцы из команды Владимира Путина, которые “отпустят” эти активы только после их полного производственного истощения.
С момента захвата промышленности в зоне АТО, названного боевиками “национализацией”, прошла всего неделя. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы понять, как будет функционировать экономика оккупированного Донбасса. В этом контексте первым в поле зрения попало ПАО “Донбассэнерго” Александра Януковича, у которого одна из двух ТЭС (Старобешивская) находится в зоне АТО.
На днях эта компания получила официальное письмо от ДТЭКа с предостережением закупок угля для Старобешивской станции у шахт, над которыми группа недавно потеряла контроль. Этот публичный мессидж означал, что производителям антрацита – “Ровенькиантрацит”, “Свердловантрацит” и шахте “Комсомолец Донбасса”, которые отныне контролируется пророссийскими боевиками, в своей основе удалось сохранить торговые отношения с потребителями их продукции в зоне АТО.
Но все не так просто. Во-первых, выяснилось, что “Донбассэнерго” уже не контролирует Старобешивскую ТЭС (в соответствии с публичным заявлением энергокомпании, с 21 марта станция координируется оккупантами). Во-вторых, как удалось узнать UAprom, производители угля из зоны АТО уже вовсю налаживают сбыт своей продукции в Россию.
У этой стратегии уже есть прямое доказательство: с момента “национализации” активов группы ДТЭК уголь из АТО в РФ начал вывозиться интенсивнее обычного. Так, если в первой половине марта через российские железнодорожные станции “Гуково” и “Успенская” проходило около 150 полувагонов в сутки, то с 15 марта, когда управление предприятиями приняли на себя боевики, суточное количество вагонов с углем выросло почти на 30% – до 210.
О том, что дополнительные ж/д составы задействованы для вывоза антрацита из зоны АТО, говорит минимум два косвенных факта. Первый: официальными грузоотправителями являются экспедиторы, не располагающие погрузочными мощностями в упомянутых станциях Гуково и Успенская, – РЖД Логистика и “Федеральная грузовая компания” (простыми словами, эти предприятия-логисты транспортируют груз, у которого нет официальной компании-собственника). За первые две декады марта на РЖД Логистику и “Федеральную грузовую компанию” пришлось около 2,2 тыс. вагонов из 3 тыс., пересекавших станции “Гуково” и “Успенскую”.
Второй: конечными пунктами назначения ж/д составов этих компаний-логистов являются торговые порты (Ростовский, Новороссийский, Ейский, обладающие мощностями по перевалке угля), а также Новочеркасская ГРЭС – компания “Газпрома”, которая специализируется на производстве электроэнергии за счет сжигания антрацита.
С первых же дней потери контроля над своими активами в АТО группа ДТЭК заявила о намерении судиться с теми, кто рискнет закупать у боевиков продукцию с ее предприятий. Но со стороны России этот сигнал вряд ли кого-то испугает. Отчасти потому что доказать операции российских компаний с “ДТЭКовским” углем нереально.
Ну, хотя бы из-за того, что упомянутые российские порты могут легко сбывать донбасский антрацит, “перекрасив” его по документам в российский. Такой прием легко сработает, например, с Турцией, которая готова принимать уголь при наличии подтверждения страны происхождения и лабораторного заключения о том, что поставляемая продукция относится к категории углей.
Но главная проблема даже не в этом. Тот факт, что операциями с украинским антрацитом занялись российские госструктуры, означает, что кураторство над ними осуществляется непосредственно командой Владимира Путина. Возможно, в Москве преследуют за этим только политические цели, пытаясь использовать возникший в Украине дефицит угля как новую энергетическую иглу – своеобразную замену газовой. Но даже если это и так, шансов на оперативное восстановление своих владений на Донбассе в прежних границах у ДТЭКа нет. Как минимум – до тектонических изменений в политической жизни РФ. (Дмитрий Рясной, uaprom.info/Металл Украины и мира)