Ситуацию в украинском горно-металлургическом комплексе назвать радужной никак не получается. Тем более что все познается в сравнении. У большинства ближайших соседей, импортирующих в Украину металлопродукцию, дела обстоят гораздо лучше. Похоже, что им удалось окончательно адаптироваться к работе в условиях посткризисного периода. Причем выбранные решения просты и хорошо известны украинским металлургам. Но не все зависит от них.
Исключение составляет разве что Молдавский метзавод в Рыбнице. ММЗ 2012 г. провел примерно так же, как и предыдущий период: активная работа чередовалась с простоями. В результате производство стали уменьшилось до 316,68 тыс. т против 320,57 тыс. т в 2011 г. при проектной мощности 1 млн. т в год. Таким образом, загрузка электросталеплавильных печей составила 32,06%. Конечно, это не те 241,5 тыс. т, что были в 2010 г. Но и до рекордных показателей 2007 г., когда выплавка достигла 965 тыс. т, тоже далеко.
Немногим лучше оказались показатели по сортовому прокату, на выпуске которого специализируется ММЗ: прирост – с 306,48 тыс. до 356,75 тыс. т, загрузка – 39,64%. И это притом, что ранее одной из причин перебоев в работе предприятия в 2010-2011 гг. назывался конфликт его администрации и российских акционеров в лице холдинга “Металлоинвест” Алишера Усманова, с одной стороны, и руководства Приднестровской Молдавской республики – с другой.
Но вот с января 2012 г. в должности президента ПМР Игоря Смирнова сменил Евгений Шевчук. В апреле он встретился с генеральным директором “Металлоинвеста” Эдуардом Потаповым и, по словам руководителя ММЗ Андрея Юдина, со стороны команды нового президента Приднестровья чувствовалось очень большое желание вместе решать наболевшие проблемы. Также была проделана колоссальная работа в этом направлении по линии МИДа и Государственного таможенного комитета, подчеркивал А. Юдин.
Действительно, в мае 2012 г. Молдавский метзавод возобновил выплавку стали. А в июле снова ее остановил на две недели. И так продолжалось до конца года. Поэтому нет оснований полагать, что в 2013 г. на ММЗ что-то радикально изменится. В начале декабря 2012 г. “Металлоинвест” обратился в Федеральную антимонопольную службу РФ за разрешением на приобретение прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности ММЗ, и получил его.
Однако речь в данном случае идет, скорее, о формализации существующего положения, так как операционный контроль над Молдавским метзводом де-факто и так находится у А. Усманова. В январе предприятие простояло на плановом ремонте, пуск в эксплуатацию намечен на февраль. В целом стоит признать, что потенциал для роста у металлургов из Рыбницы есть – хотя бы потому, что объемы продаж в регионе по арматуре и катанке падают не так сильно, как по листовому прокату.
Многие производители длинномера в 2012 г. даже смогли увеличить его выпуск, например, крупнейший украинский комбинат “АрселорМиттал Кривой Рог” – на 10,3% до 5,439 млн. т. Очевидно, что нерешенным остается вопрос, который налоговое ведомство ПМР поднимало еще в 2011 г. Оно обвиняло ММЗ в завышении стоимости импортируемого лома для минимизации налогообложения. По итогам 2012 г. экспорт металлопродукции ММЗ составил $228,3 млн., при этом расходы на импорт металлолома составили $185,7 млн.
Учитывая все остальные расходные составляющие (на электроэнергию, зарплату), получим в первом приближении нулевую рентабельность предприятия. Исходя из имеющихся данных по объемам выплавки стали на ММЗ и при коэффициенте 1,1 расхода лома, получим, что его задекларированная средняя стоимость в 2012 г. составила $526/т. Для сравнения: за январь-ноябрь 2012 г. средняя цена черного металлолома, отгружаемого по внешнеторговым контрактам из Украины, составляла $418/т, по данным Государственной таможенной службы.
По итогам 2012 г. ММЗ сократил импорт продукции в Украину до 20,29 тыс. т против 25,4 тыс. т годом ранее. При этом его средняя цена осталась неизменной – $775/т. Доля отгрузок в Украину в общей структуре продаж сократилась с 7,32% до 4,48%. Это объясняется продолжением кризиса в украинской строительной отрасли: сокращение объемов выполненных работ за 2012 г. в фактических ценах составило 13,8%. А строители являются основными потребителями арматуры и метизной продукции, выпускаемой из катанки.
Итоги работы Белорусского метзавода опровергают известную теорию о преимуществах эффективного частного собственника над государством при управлении крупным предприятием. Ситуация в ОАО «БМЗ» – зеркальная противоположность той, что сложилась на Молдавском метзаводе в Приднестровье. Расположенный в Жлобино завод во многом похож на ММЗ – примерно в то же время введен в эксплуатацию, оба плавят сталь из лома в электродуговых печах, специализируются на сортовом прокате.
На этом сходство заканчивается. БМЗ в 2012 г. обновил рекорды по месячной и годовой выплавке стали: 236,73 тыс. т и 2,7 млн. т соответственно. Кроме того, начато строительство известково-обжигательной печи №3 и сортопрокатного стана. Предприятию удалось улучшить ресурсное обеспечение – соотношение местного лома достигло 50,5% к общему объему против 45% в 2011 г. и ранее. Экономия за счет роста доли местного сырья составила $11,5 млн.
На текущий год у БМЗ вполне оптимистичные планы: сохранить полученное соотношение по лому, что составит 1,4 млн. т в натуральном исчислении, а также увеличить продажи метизной продукции на 27% до 185 тыс. т, труб – на 20%, до 148 тыс. т. При этом уже законтрактованные объемы отгрузки труб в США составляют 55 тыс. т, в Российскую Федерацию – 32 тыс. т. По инвестпрограмме намечен пуск в эксплуатацию собственных энергогенерирующих мощностей, что позволит уменьшить себестоимость выплавки.
Поставки проката с БМЗ в Украину в 2012 г. выросли до 16,49 тыс. т по сравнению с 10,53 тыс. т годом ранее. А его средняя стоимость снизилась с $821/т до $634/т. Очевидно, что за счет этого белорусам и удалось добиться увеличения продаж на депрессивном украинском рынке.
Оскольский электрометаллургический комбинат, входящий в холдинг “Металлоинвест”, в IV квартале 2012 г. лишился крупного украинского клиента в лице Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Ранее на ОЭМК приходилось 92,6% поставок штрипса для НДТЗ, остальное обеспечивал БМЗ. Но в октябре в Нижнеднепровске пустили в промэксплуатацию собственный электросталеплавильный комплекс “Днепросталь”.
Впрочем, комбинату все равно удалось по итогам года пусть и незначительно, на 0,3%, но все же нарастить выплавку до 3,3 млн. т. Стоит отметить, что в 2011 г. ОЭМК сработал “в ноль” к предыдущему периоду – 3,27 млн. т. В 2012 г. оскольский комбинат занимался монтажом нового разливочного крана в ЭСПЦ и установкой на главной подстанции дополнительного трансформатора мощностью 320 МВА, обеспечивающего бесперебойную работу электродуговых плавильных печей.
Долгосрочная программа предусматривает расширение мощностей ОЭМК до 3,85 млн. т в год, но пока эти планы не выглядят актуальными. Тем не менее, за счет ресурсной базы (по разведанным запасам железной руды – около 14,9 млрд. т – “Металлоинвест” занимает второе место в мировом рейтинге) позиции предприятия выглядят довольно прочно. Использование ГБЖ и ПВЖ собственного производства (Лебединский и Михайловский ГОКи) дает уверенную фору в борьбе за себестоимость.
Новолипецкий меткомбинат Виктора Лисина по итогам 2012 г. показал очень серьезный, как для посткризисного периода, рост стального производства – на 25% до 12,2 млн. т. Выпуск проката рос гораздо скромнее – на 7% до 5,2 млн. т, продажи металлопродукции в целом – на 22,3% до 12,07 млн. т. При этом успех был обеспечен главным образом за счет слябов, по которым прирост составил 57% до 6,5 млн. т. На НЛМК отмечают, что экспортный спрос на стальные полуфабрикаты оставался стабильным на фоне снижения интереса покупателей к плоскому прокату.
Таким образом, комбинат в Липецке обеспечил загрузку сталеплавильных мощностей на 98,14%. Ни одно из украинских предприятий, к сожалению, не может похвастаться таким показателем. При этом большая часть проката НЛМК поставлялась на внутренний рынок. Разумеется, если бы российские и белорусские металлурги так критически зависели от экспортного спроса, как их украинские коллеги, вряд ли они смогли бы показать такой результат.
Внутреннее потребление в Украине, к сожалению, не увеличивается. Это видно и по динамике импорта. Например, поставки фасонного проката из РФ за январь-ноябрь сократились с 47,56 тыс. до 30,78 тыс. т, при незначительном росте средней стоимости с $1131/т до $1158/т.
Между тем, то же российское подразделение ОАО “Северсталь”, основным активом которого является Череповецкий меткомбинат, работает над увеличением доли поставок на внутренний рынок до 74% в 2015 г. против 59% за 2011 г. По итогам 2012 г. ЧерМК сократил стальную выплавку на 7% до 10,55 млн. т. Это связано с тем, что основной готовой продукцией дивизиона “Северсталь – Российская сталь” является плоский прокат, а по нему, как уже отмечалось, конъюнктура рынка хуже, чем по сортовому. Продажи сорта дивизион увеличил на 2% до 831,29 тыс. т, метизов – на 8% до 828,72 тыс. т. Зато реализация толстого листа упала на 30% до 440,05 тыс. т, оцинковки – на 21% до 603,9 тыс. т, холоднокатаного листа – на 7% до 1,292 млн. т. Кроме того, в отличие от НЛМК, в Череповце не стремились к максимальной загрузке сталеплавильных мощностей, пытаясь делать акцент на продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому продажи слябов и заготовки у российского дивизиона “Северстали” за обозреваемый период снизились на 28% до 932,42 тыс. т. Остается напомнить, что в 2013 г. в европейской части РФ пускается ряд новых прокатных предприятий и это уменьшит экспортный потенциал в данном направлении для украинских прокатчиков.
На первую половину года запланирован ввод в эксплуатацию ООО “НЛМК-Калуга” мощностью 1,5 млн. т сортового и фасонного проката в год. В начале февраля там был завершен монтаж основного оборудования в ЭСПЦ и прокатном цехе, идет монтаж электрокоммуникаций и трубопроводов, а также пусконаладка. На сортопрокатном заводе “Северсталь-Балаково” ведется монтаж системы газоочистки, в конце января туда доставили последние 2 из 8 сталеразливочных ковшей.
Это предприятие мощностью 1 млн. т в год также намечено к пуску в 2013 г. – скорее всего, на второе полугодие. Также в 2013 г. хотел пустить завод “Южный стан” в Усть-Донецке “Евраз-холдинг”. И уже даже начал набор персонала для него. Впрочем, до монтажа оборудования там дело пока не дошло, продолжаются строительные работы в корпусах основного цеха. Поэтому возможно, что это предприятие в 450 тыс. т длинномера, в т. ч. 315 тыс. т арматуры, приступит к работе уже в следующем году. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)