В планах нового руководства компании увеличить к 2015 г. добычу железной руды на месторождении в Пилбара на 70 млн. т. Несмотря на грядущий избыток поставок, эксперты считают это решение стратегически верным.
Мировая железорудная промышленность переживает трудные времена. После 10-летнего бума цены на сырье в прошлом году резко упали, прибыли уменьшились, и производители отрасли вынуждены были списать в общей сложности более $60 млрд. на обесценивание активов. В частности, Rio Tinto пришлось списать около $14 млрд. из-за неудачных инвестиций. Это привело к отставке главы компании Тома Олбанса, который занял этот пост в 2007 г. и сразу решился заплатить $38 млрд. за производителя алюминия Alcan (крупнейшая сделка в мировой отрасли), но вскоре после завершения сделки цены на металл пошли на спад. Затем разразился кризис, и эти активы стали приносить убытки. В итоге компания выставила их на продажу, но покупателей пока нет. Неудачными оказались инвестиции в Мозамбике, да и многие другие инвестиции Rio Tinto. Таким образом, инициативы Т. Олбанса дорого обошлись компании.
Ближайший конкурент Rio, компания ВНР, тоже не избежала неудачных вложений, и ей пришлось списать $2,8 млрд. по двум газовым месторождениям в США, приобретенным накануне “сланцевой революции”. Кстати, после этого гендиректора группы Мариуса Клопперса тоже проводили на пенсию, правда, с почетом – ведь он возглавлял ВНР много лет, и последние инвестиции в США относятся к весьма редким его ошибкам. По тем же причинам потеряла председательское кресло в Anglo American Синтия Кэрролл, зашатались стулья и под топ-менеджерами многих других горнорудных компаний.
При этом производственные затраты во времена бума стабильно росли, и сейчас даже драконовские меры по их сокращению дают весьма умеренный эффект. В этой ситуации добывающие компании пересматривают свои портфели и выставляют на продажу убыточные и непрофильные предприятии. По данным Deutsche Bank, BHP собирается распродать часть активов на сумму около $25 млрд., а Rio необходимо выручить примерно $10 млрд.
Возмущенные акционеры Rio Tinto уволили Т. Олбанса (лишив его бонусов за 2011-2012 гг.) и выбрали новым главой компании Сэма Уолша, более двух десятилетий возглавлявшего железорудное подразделение. С. Уолш занялся сокращением затрат очень рьяно: под его руководством, компания за несколько месяцев уволила сотни работников и выставила на продажу 13 предприятий из алюминиевого, медного и угольного сегментов. При этом С. Уолш заявил, что подразделение Pacific Aluminium привлекло большой интерес потенциальных покупателей, и, по мнению экспертов, за него можно выручить несколько миллиардов долларов. Однако требования акционеров в отношении остановки инвестиций в новые проекты глава компании, похоже, выполнять не намерен. Во всяком случае, в сфере железной руды. И, вероятно, ему удастся убедить акционеров в целесообразности новых инвестиций, поскольку именно железорудное подразделение обеспечивает 80% прибылей группы.
Аналитики уже несколько месяцев предсказывают значительное перепроизводство железной руды, если будут реализованы проекты, которые продвигают лидеры отрасли. По прогнозу Citigroup, в 2014 г. избыток будет небольшим, но уже в 2015 г. он увеличится до 70 млн. т. По оценкам же некоторых других аналитиков, в 2015 г. избыток железной руды составит 120 млн. т. Правда, реализация этих проектов оказалась под вопросом – акционеры жаждут немедленных прибылей, и, при таких прогнозах, не желают инвестиций, которые обеспечат стабильность в отдаленном будущем.
Тем не менее сейчас топ-менеджеры начали борьбу за “светлое будущее”. Все тот же С. Уолш намерен представить совету директоров Rio план расширения добычи в Пилбара до 360 млн. т в год к 2015 г. Этот план предусматривает инвестиции в $2 млрд. в текущем году и еще 3 млрд. – в 2014 г. Примеру С. Уолша собираются последовать руководители BHP Billiton и Fortescue Metals Group.
Отраслевые эксперты одобрительно относятся к этим планам. Бурное расширение сталелитейного производства в Китае привело к повышению спроса до 1 млрд. т, при этом, похоже, основные потребители не собираются сокращать объемы закупок. По данным Австралийского бюро статистики, в марте экспорт из Австралии в Китай достиг рекордного уровня – 7,4 млрд. австралийских долларов, причем лидером роста была именно железная руда – ее экспорт подскочил на 36%. Правда, не исключено и снижение китайского спроса на сырье в ближайшие годы, поскольку темпы роста ВВП уменьшились, а масштабное перепроизводство в сталелитейной промышленности оказывает серьезное давление на цены. Тем не менее у таких компаний, как Rio Tinto и Fortescue, расширение добычи – единственный разумный путь даже в кризисные времена.
Дело в том, что, в отличие от диверсифицированной BHP Billiton, которая получает изрядные доходы от своих нефтяных и газовых активов, для Rio железная руда – основной источник прибылей, а для Fortescue и вовсе единственный. Именно на него они и вынуждены делать ставки. И эти ставки вполне оправданы, даже при перспективе масштабного перепроизводства. Железорудные месторождения в Пилбара отличаются рудой высочайшего качества, а компании, которым они принадлежат, относятся к классу самых низкозатратных в мире.
Даже при нынешних ценах ($128/т) маржа у Rio составляет около $80. Поэтому правление сумеет убедить акционеров в целесообразности новых инвестиций – они сознают, что при таких условиях грядущее перепроизводство не лишит Rio статуса самого низкозатратного производителя. А в случае резкого увеличения мощностей, наоборот, это расширение будет служить ей защитой от конкурентов в долгосрочном плане. Бен Лайонс, который помогает управлять ATI Asset Management, владеющим акциями Rio, заявил: “Они должны продолжать увеличивать мощности, которые ведут добычу с высокой маржей. А Пилбара – один из самых лучших в мире (с точки зрения возврата инвестиций) проектов”.
Правда, аналитики Liberum Capital говорят, что отсрочка этих планов на год может привести к повышению цен на $18 уже в 2015 г., а такой рост привел бы к увеличению EBITDA Rio на $3,7 млрд. Однако С. Уолш не склонен к ожиданию – по его словам, план увеличения добычи до 290 млн. т ко III кварталу уже одобрен, и он рассчитывает, что в конце года совет директоров утвердит программу в целом. Это решение одобряют и аналитики Deutsche Bank: по их мнению, своевременное (в первом полугодии 2015 г.) завершение проекта расширения, которое увеличит мощности Rio до 360 млн. т, увеличит прибыли компании, тогда как отсрочки в его реализации дадут возможность конкурентам потеснить ее на рынке. Правда, меньшим конкурентам сложнее обеспечить финансирование своих проектов, но они все же могут получить деньги из альтернативных источников.
Юниорам трудно раздобыть заемные средства, но ситуация понемногу улучшается. После финансового кризиса 2008 г. рынки капитала уже во многом восстановились. Главную роль в этом сыграл подъем китайской экономики. Правда, за последние два года ее рост затормозился от 10 до 7-7,5%, но следует учитывать, что теперь отсчет идет от большей базы сравнения. Тем не менее беспокойство относительно европейского рынка и волатильности цен на сырье вынуждает инвесторов быть поосторожнее – сейчас большинство из них избегают рискованных капиталовложений. Поэтому за последние 9-10 месяцев горнорудным компаниям стало намного труднее продвигать свои проекты. В принципе, желающих инвестировать в отрасль много, но лишь некоторые соглашаются рисковать вложениями в новые проекты – в основном интерес вызывают проекты расширения респектабельных компаний на известных месторождениях.
Тем не менее положение юниоров небезнадежно – есть и альтернативные источники капитала. К ним относятся, например, частные инвесторы, государственные инвестиционные фонды и государственные предприятия Кореи, Японии и Китая – они проявляют активный интерес к ресурсному сектору.
Хотя большинство сделок, которые заключаются азиатскими стратегическими инвесторами, не освещаются в прессе, о части из них становится известно из пресс-релизов Rio Tinto, Oz Minerals и некоторых других компаний. Однако более 70% таких соглашений заключается тайно с инвесторами среднего размера – сталелитейными компаниями или частными лицами, зачастую связанными с конгломератами, которые занимаются недвижимостью. Кроме того, существует неслабый поток ближневосточных инвестиций в ресурсный сектор: обычно эти деньги поступают от семейных инвесторов и некоторых государственных инвестиционных фондов, которые рассматривают подобные сделки как способ диверсифицировать свои портфели, чтобы не полагаться полностью только на нефть и газ.
Таким образом, железорудная отрасль продолжит наращивать добывающие мощности. Для юниоров это вопрос сегодняшнего выживания, а для крупных компаний – процветания в долгосрочном плане. А значит, избыток руды образуется и будет нарастать. Цены же, соответственно, останутся на низком уровне. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)