По данным World Steel Association (WSA), в июне в мире было выплавлено 131,65 млн. т стали, что на 1,9% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Уровень загрузки мощностей в глобальной металлургической отрасли снизился до 79,2% по сравнению с майскими 79,6%. Тем не менее, вот уже четыре месяца подряд среднедневная выплавка стали остается на одном и том же уровне – 4,35 млн. т.
Всего за первое полугодие объем мирового производства стали достиг 789,8 млн. т. Превышение показателя годичной давности составило 2,2%. Темпы роста лишь незначительно снизились по сравнению с 2,3% по итогам января-мая. В целом обстановка на мировом рынке выглядит весьма противоречивой. С одной стороны, в последние несколько недель спрос и цены пошли на повышение, а в начале осени ожидается окончательное восстановление. С другой, многие эксперты называют избыток предложения одной из основных проблем отрасли. По данным ОЭСР, излишек мощностей оценивается в настоящее время 334 млн. т в год, из которых около 200 млн. т приходится на Китай. Эти мощности находятся, если можно так выразиться, в ближнем резерве и могут быстро вернуться на рынок при улучшении ситуации. Поэтому, рост, прогнозируемый в августе-сентябре, может вскоре снова смениться спадом.
В первую очередь, это относится к Китаю, где в первой половине июня среднедневной объем выплавки стали немного понизился, но ближе к концу прошлого месяца снова пошел в рост. Всего за первое полугодие китайские металлурги выдали 389,9 млн. т стали, что на 7,9% превышает показатели аналогичного периода 2012 г. И, учитывая нынешнее состояние китайской экономики, оправданность такого роста вызывает сомнения. Чтобы компенсировать недостаточный спрос внутри страны, китайские металлургические компании наращивают экспорт. В январе-июне его объем составил немногим менее 30,7 млн. т, на 12,8% больше, чем год назад.
Если в Китае продолжается рост, то страны “остального мира” по-прежнему сокращают объем выплавки. По итогам первого полугодия спад составил 2,7% по сравнению с январем-июнем прошлого года. В целом отставание от прошлогоднего графика уменьшается. Безусловно, немалый вклад в это внес “выход в плюс” второго по величине производителя стали в мире – Японии. Низкий курс иены по отношению к доллару повысил конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке и способствовал расширению внутреннего спроса на прокат. За первые шесть месяцев производство стали в Японии в результате возросло на 1,2% по сравнению с тем же периодом годичной давности. Сам по себе показатель достаточно скромный, но для японской металлургии это один из лучших результатов с 2010 г.
В то же время, в Индии удешевление местной валюты не помогло ни металлургам, ни потребителям их продукции. Темпы роста индийской экономики в последнее время снижаются, а спрос на сталь во втором квартале 2012 г. превысил показатель годичной давности всего на 0,2%. Ряд компаний были вынуждены сократить объем выпуска из-за удорожания импортного сырья, к которому теперь относится не только коксующийся уголь, но и железная руда. В январе-июне в Индии было выплавлено на 2,5% стали больше, чем годом ранее, но для быстро развивающейся местной металлургии это весьма низкий показатель.
Из-за капитальных ремонтов на нескольких крупных доменных печах и неблагоприятного экономического положения страны на 5,3% по сравнению с первым полугодием 2012 г. сократилась выплавка стали в Корее. Снижение спроса на внешних рынках и замена дорогостоящего металлолома более выгодными полуфабрикатами способствовали спаду на 2,9% в Турции. Впрочем, здесь отставание от прошлого года как раз сокращается.
Страны Европейского Союза продемонстрировали по итогам января-июня сокращение производства на 5,1% по сравнению с показателями аналогичного периода годичной давности. Причем, этот результат был бы еще хуже, если бы не 25%-ный рост в Великобритании благодаря прошлогоднему возвращению в строй части мощностей. Впрочем, в США, где экономическая ситуация, казалось бы, намного лучше, чем в Европе, спад в производстве стали составил 6,4% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Среди первой двадцатки крупнейших производителей хуже обстоят дела только в Италии, Канаде и Польше.
Россия продолжает отставать от прошлогоднего графика. Спад по итогам первых шести месяцев текущего года составил 2,9%, причем, основные проблемы у металлургов возникли на внутреннем рынке. В то же время, украинские сталелитейные компании практически вышли на прошлогодний уровень, недобрав всего 0,6%. Судя по всему, благоприятные ожидания будут способствовать росту мирового производства стали в июле. А вот насколько оправданными окажутся эти ожидания, уже другой вопрос. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)