Наоборот, они интенсифицируют свои новые проекты, в стремлении ускорить неизбежное падение цен, которое вытеснит со сцены менее эффективных конкурентов. Параллельно “большая тройка” начала борьбу между собой за новый передел рынка, и сейчас в этой сфере весомый бонус получила бразильская Vale.
В последнее время сталелитейный истеблишмент с интересом наблюдает, как крупнейшие компании железорудной отрасли ставят рекорды по наращиванию добывающих мощностей, хотя подъем китайской экономики затормозился резко и надолго. По усредненному прогнозу пула экономистов, опрошенных Bloomberg, в текущем году и в 2014 г. прирост ВВП в Китае будет составлять 7,5%, то есть скорость роста окажется самой низкой за последние 23 года. При этом затормозится и потребление стали.
По прогнозу World Steel Association, спрос на сталь в Китае в 2014 г. замедлит рост до 2,5%, по сравнению с 3,5% в 2013 г. Помимо макроэкономических факторов, эту тенденцию укрепляют и другие причины. Эксперты Reuters обнаружили, что металлоемкость китайской экономики уменьшается: в 2005 г. потребление нерафинированной стали для генерирования $1 тыс. ВВП составляло 155 кг, а в 2012 – 80 кг, т. е., почти вдвое меньше. Соответственно, сократилось и использование железной руды – до 120 кг от 236 кг в 2006 г. И понятно, что эта тенденция получит дальнейшее развитие, поскольку подъем замедляется, а правительство пытается перевести экономику от развития за счет инвестиций в инфраструктуру к росту за счет расширения потребительского рынка.
При подъеме экономики со скоростью 7,5% интенсивность потребления нерафинированной стали на $1 тыс. ВВП уменьшится до 78,8 кг, а железной руды – до 118 кг. При этом, по прогнозу экономиста BNP Paribas Доминика Брайянта, к 2020 г. китайский подъем может замедлиться до 5-6%. В этом случае, по подсчету экономистов Reuters, интенсивность потребления стали уменьшится до 76,8 кг, а руды – до 115,4 кг. При этом Д. Брайянт полагает, что если китайское правительство действительно сумеет перевести экономику на путь развития за счет потребительского рынка, в текущем десятилетии доля инвестиций в ВВП сократится с 45% до 30%. Соответственно, уменьшится и интенсивность потребления стали, которое, по мнению эксперта, в 2015 г. прекратит расти, затем будет снижаться.
Наконец не исключено, что правительство более серьезно отнесется к вопросу закрытия заводов в чрезмерно раздутых отраслях. Сейчас избыток сталелитейных мощностей в Китае составляет, по официальным оценкам, 200 млн. т. При этом повышение спроса замедлилось, рыночная конкуренция интенсифицировалась, экологические затраты растут, и недостаточно эффективным предприятиям становится все труднее бороться за выживание. Если же к этим факторам добавится действительно сильный нажим со стороны центральных властей, вполне возможно, что многолетние декларации чиновников воплотятся в реальность. В этом случае рекордные объемы производства стали останутся в прошлом.
Поэтому можно ожидать, что крупнейший в мире потребитель радикально снизит темпы увеличения импорта сталелитейного сырья, а единственная страна, сопоставимая с Китаем по численности населения – Индия – не станет подхватывать эстафету, поскольку владеет собственными богатыми ресурсами. Замены Китаю в сфере закупок нет и не будет, поэтому сейчас аналитики азартно оценивают размеры грядущего избытка поставок железной руды.
По мнению экспертов Goldman Sachs, в 2014 г. избыток составит 82 млн. т, поскольку морские поставки увеличатся на 9,7% до 1,27 млрд. т, а спрос вырастет только на 3,7% до 1,19 млрд. т. Аналитики Deutsche Bank предсказывают избыток в 27 млн. т, в Morgan Stanley называют еще более умеренную цифру – 8,8 млн. т, а эксперты UBS прогнозируют 150,7 млн. т. При этом Morgan Stanley утверждает, что 66% дополнительных поставок будущего года обеспечит Австралия. Кроме того, аналитики Goldman Sachs считают, что китайский импорт, на долю которого приходится 67% мировых закупок, увеличится на 4% до 800 млн. т, а рост глобального импорта замедлится до 2,5% (самая низкая скорость после 2008 г,). Кстати, по прогнозу CISA, пик китайского импорта будет находиться в диапазоне 800-850 млн. т. В этой ситуации не вызывает удивления усредненный прогноз 10 аналитиков, опрошенных Bloomberg: среднегодовая цена железной руды в 2014г. снизится на 19% и составит $115/т. А на 2015 г, Goldman Sachs предсказывает цену $80, и аналитики банка уверены, что рыночный дисбаланс сохранится до 2018г. Некоторые же аналитики, в том числе – Йан Ропер из агентства CLSA в Шанхае, прогнозируют и $75.
По прогнозу экспертов BHP и Rio, спрос на сталь в Китае достигнет пика около 1 млрд. т не ранее 2030 г. С другой стороны, на основе статистики Reuters по объемам выплавки, импорта и экспорта, в агентстве подсчитали, что уже в 2012 г. потребление составило около 910 млн. т. В этой ситуации вопрос о размере грядущего избытка поставок железной руды не имеет однозначного ответа. Еще одна трудность в составлении прогнозов связана с неопределенностью воздействия ценового фактора. Снижение цен может вынудить компании с высокой себестоимостью добычи остановить производство, но сколько руды будет при этом изъято с рынка – определить сложно.
По прогнозу Goldman Sachs, сокращение объемов добычи в прибрежных провинциях Китая составит за ближайшие два года около 15%. По данным австралийской компании Fortescue, себестоимость производства руды в Китае превышает $100/т. У самой Fortescue она составляет около $60, но, как отмечает Credit Suisse, интенсивная борьба за сокращение затрат может привести к их снижению до $30 уже к 2015 г. При этом, по данным Goldman Sachs, у Rio в прошлом году все затраты составляли $34, а статистика Bloomberg показывает, что железная руда составила 42% прошлогодних продаж компании. На том же уровне себестоимость руды и у BHP – у обеих компаний все затраты, с учетом доставки в Китай, составляют около $50/т.
В Rio и BHP считают, что ценовый барьер, который не смогут преодолеть большинство китайских компаний и австралийские юниоры, которые начали реализацию своих проектов во времена бума, составляет $110/т. С этим согласны и многие аналитики, хотя некоторые эксперты называют критической цену $100. Именно поэтому в Credit Suisse считают, что избыток поставок, который неизбежно сопровождается падением цен, оставит на рынке весьма ограниченное число компаний. Понятно, что в этот узкий круг фаворитов входят Vale, Rio, BHP и четвертый производитель в мировой иерархии – Fortescue Metals Group, у которых есть серьезное преимущество по себестоимости перед конкурентами, такими как Anglo American, Cliffs Natural Resources и Ferrexpo. При этом горнорудные компании Австралии и Бразилии выигрывают еще и за счет ослабления национальных валют, что обеспечивает дополнительное сокращение затрат.
Поэтому, как ни парадоксально это звучит, эти четыре компании сейчас заинтересованы в падении цен, разумеется – в определенных пределах, которые просто дадут возможность вытеснить с рынка конкурентов. Фактически именно они и расширяют производство при нынешних неблагоприятных перспективах. К середине 2014 г. Fortescue собирается увеличить продажи до 155 млн. т. В свою очередь Rio планирует нарастить добычу на 50 млн. т, до 290 млн. т уже в текущем году, а до конца 2014 г. она собирается увеличить производство руды до 360 млн. т. Правда, на всякий случай, Rio Tinto отложила на три года завершение проекта Simandou в Гвинее, поскольку выбрасывать на рынок дополнительные 95 млн. т руды уже в 2015г. группа сочла чрезмерным. Проект BHP продвигается с опережением графика, и к декабрю компания планирует увеличить объемы производства до 220 млн. т. Ну а Vale собирается инвестировать в проект расширения на месторождении Carajas $19,5 млрд. Уже в 2014 г. поставки компания составят 350 млн. т, на 40 млн. т больше, чем в 2013 г.
Правда, до сих пор Vale, поставляющая высококачественную руду, при затратах на ее добычу на уровне Rio и BHP, проигрывала конкуренцию австралийским компаниям из-за большей дистанции транспортировки на китайский рынок. Однако теперь ситуация, скорее всего, изменится: китайское стальное лобби, похоже, победило лобби транспортное, и правительство собирается снять запрет на швартовку крупнотоннажных сухогрузов Valemax в китайских портах. Министерство транспорта наложило этот запрет в начале 2012 г., в первую очередь, чтобы поддержать национальных судовладельцев, которые опасались, что флотилия гигантских судов Vale изрядно сократит их рыночную долю в условиях кризиса. Правда, министерство выдвинуло другую причину – угрозу безопасности и возможный экологический ущерб, связанные с заходом Valemax в порты, не рассчитанные на прием судов дедвейтом 400 тыс. т. Однако в последние годы китайские порты существенно модернизировали свою инфраструктуру, и сейчас их реальная мощность значительно превышает утвержденную. Поэтому Министерство транспорта собирается разрешить портам принимать суда, исходя из реальной мощности их инфраструктуры. Сейчас чиновники изучают этот проект, и предполагается, что положительное решение будет принято в ближайшие дни. Ожидается, что помимо портов Dalian и Lianyungang, принимать Valemax смогут Dongjiakou и Caofeidian, а также порты Zhanjiang и Ningbo Zhoushan, которые сейчас находятся на стадии строительства.
Разумеется, добиться такого прогресса было непросто. Официальный представитель Vale сообщил Reuters, что проблема даже стала предметом дискуссии на межправительственных переговорах. У концу текущего года флотилия Valemax увеличится до 35 судов, 19 из которых будет принадлежать непосредственно Vale, а владельцами остальных будут сторонние компании, которые заключат с Vale контракты на перевозку руды по фиксированным ценам. При использовании Valemax транспортные расходы Vale сократятся примерно на треть, что существенно уменьшит преимущество австралийских конкурентов. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)