После огромных потерь из-за обесценивания алюминиевых активов, убытков в Мозамбике, политических проблем с медным месторождением в Монголии и обвала цен на железную руду в первом полугодии 2013 г. котировки компании резко упали. За прошедший год группа сумела реализовать грандиозную программу сокращения затрат, избавилась от нескольких неэффективных предприятий, а в четвертом квартале поставила рекорд по объемам добычи железной руды. Эксперты уверены, что вскоре будет объявлено о выплате повышенных дивидендов, и утверждают, что сейчас акции Rio Tinto явно недооценены. А это развяжет руки гендиректору Сэму Уолшу, который получит возможность заняться вопросами долгосрочного развития.
После потерь, связанных с ошибками бывшего гендиректора Тома Олбанса, стремление акционеров Rio получить много и сразу трудно назвать неестественным. Приобретение канадской алюминиевой компании Alcan в 2007 г. на самом пике цен в 2011 г. обернулось списанием около $11 млрд. Еще примерно $3 млрд. пришлось списать со стоимости угольных активов в Мозамбике, поскольку отсутствие инфраструктуры создает серьезные проблемы для экспорта коксующегося угля, который еще изрядно упал в цене. При этом правительство страны стремится контролировать всю систему транспортировки, и строительство частной железной дороги столкнулось с неготовностью властей к диалогу. Поэтому в январе 2013 г. вместо объявления о традиционных дивидендах акционерам сообщили о потере $14 млрд. Олбанса, проработавшего в компании более 30 лет, отправили в отставку, а руководить Rio поручили Уолшу – главе железорудного подразделения, приносящего группе основную часть прибыли.
Перед Уолшем стояла крайне трудная задача. Необходимо было срочно избавиться от значительной части алюминиевых активов, которые в условиях рыночной депрессии приносят одни убытки, уладить разногласия с правительством Монголии по поводу крупного медного проекта «Ойу Толгой», продать алмазные активы и реорганизовать работу компании таким образом, чтобы максимально быстро скомпенсировать потери, связанные с ошибками Олбанса. И все это в условиях, когда китайский спрос на железную руду затормозился и цены пошли вниз.
Уолш начал действовать одновременно в нескольких направлениях. Начатые ранее проекты расширения добычи железной руды гендиректор сумел отстоять. Хотя акционерам не нравилась сама идея капиталовложений в долгосрочное развитие в условиях кризиса, 89% доходов группы связано именно с этим сегментом, тогда как вклады меди и алмазов составляют только 7 и 4% соответственно. Все же начало разработки новых месторождений Уолш решил отложить, и все инвестиции направлялись в расширение действующих предприятий. В результате в четвертом квартале группа добыла 70,4 млн. т руды (годовой прирост – 6%). Ожидается, что в середине текущего года объемы производства будут увеличены до 290 млн. т. Поскольку цены на руду стабилизировались на уровне $130/т, а себестоимость добычи у Rio Tinto составляет около $30, это решение Уолша принесет группе существенную прибыль.
Параллельно Rio Tinto нашла покупателей на некоторые алюминиевые предприятия Alcan, и продажа непрофильных активов принесла ей $3,5 млрд. Правда, ее попытки избавиться от Pacific Aluminum так и остались безуспешными – ни на эти активы, ни на алмазные копи за два года так и не нашлось желающих, которые согласились бы заплатить приемлемую цену. Отдавать их за бесценок Уолш считает нецелесообразным, хотя Rio придется по-прежнему вкладывать в них деньги.
Также наряду с пересмотром портфеля активов Уолш задействовал программу радикального сокращения затрат. По его словам, эта программа выполняется с опережением графика: уже в 2013 г. экономия составила $2 млрд., а в 2014 г. она превысит $3 млрд. Начиная с июня 2012 г., компания сократила персонал на 4 тыс. человек, а в 2013 г., чтобы снизить затраты на оплату труда, были проведены переговоры с подрядчиками и заключены новые контракты, более выгодные для Rio. Кроме того, руководство компании сменило поставщиков некоторого оборудования, и теперь заказывает его в развивающихся странах по более низким ценам, чем у оригинальных производителей. Эти инновации – часть более широкой программы, в ходе которой менеджмент рассчитывает за два года сократить издержки на $5 млрд. При этом капитальные затраты были снижены на 20%, и компания намерена сохранять их пока на таком уровне. Например, расходы на разведку и оценку новых залежей группа уменьшила от $2 млрд. в год, до $948 млн. В целом же Rio планирует сократить капитальные затраты почти вдвое и к 2015 г. снизить их до $8 млрд. от $14 млрд. в 2013 г. Как сообщил Уолш, в 2014 г. задолженность группы сократится до $19 млрд.
Эти достижения и планы в комбинации со стабильностью рынка железной руды привели к тому, что стоимость акций Rio резко пошла вверх. Да и в целом отношение к ценным бумагам ресурсных компаний изменилось к лучшему. В принципе инвестиции в ресурсный сектор считают более рискованными, чем в промышленность, поскольку котировки этих акций тесно связаны с движением цен на сырье. Однако некоторые инвесторы склонны к риску. Например, лишь немногие ожидали, что цены на железную руду стабилизируются, но именно эти немногие получили изрядную прибыль в биржевой игре. Ну, а теперь ситуация улучшается. Впервые за три года аналитики Citigroup изменили свой прогноз по сектору с “нейтрального” на “имеющий тенденцию к повышению”. В их сообщении сказано: “Хотя у нас остаются определенные сомнения относительно долгосрочных тенденций по спросу на сырье в Китае, и мы ожидаем сезонного спада в первом квартале текущего года, почва для повышения есть, особенно у крупных горнорудных компаний”.
В отношении Rio понятно, что в 2013 г. котировки падали из-за ожиданий снижения цен на железную руду. Однако китайский спрос хотя и замедлил рост, остается на достаточно высоком уровне, поэтому, по мнению экспертов Frost Value Equity Fund, сейчас наличность и прибыли Rio Tinto существенно недооценены. Компания обеспечивает акционерам хороший доход, и в ближайшие годы будет генерировать мощный поток наличности.
Разумеется, акционеры Rio с удовлетворением наблюдают за движением котировок компании. Большинство аналитиков придерживаются мнения, что акции Rio явно недооценены и дают рекомендацию “покупать”.
Сэм Уолш сознает, что обеспечить долгосрочные перспективы компании можно только путем инвестиций в приобретения и новые проекты. При этом сейчас финансовое положение Rio вполне стабильно, и группа может позволить себе значимые приобретения и расширения, даже если в долгосрочном плане цены на железную руду, как предсказывают многие, пойдут на спад. Но акционеры, потрясенные результатами ошибок Олбанса, не склонны утверждать расходы в этих сферах в ближайшем будущем. И это – несмотря на удачные инвестиции в монгольское месторождение меди и золота, которые приносят хорошую прибыль. Поэтому Уолшу необходимо срочно восстановить кредит доверия к менеджменту, полностью исчерпанный его предшественником. Успехи, которых группа добилась за год его руководства, достаточно убедительны, но, кроме того, он еще организовал выплату повышенных на 15% промежуточных дивидендов, хотя чистая задолженность за последние полгода выросла на аналогичную величину. Вероятно, будет увеличен и размер годовой выплаты. Таким образом, новый глава Rio Tinto Сэм Уолш пока оправдывает надежды акционеров. А это создает возможность лавировать между долгосрочными интересами компании и сиюминутными – инвесторов.
В декабре правление утвердило программу быстрого увеличения добычи железной руды до 360 млн. т при значительно меньших капитальных затратах, чем планировалось исходно. Сейчас группа увеличивает пропускную способность транспортной инфраструктуры, а дополнительные мощности будут загружены рудой, которая появится в результате серии расширений на действующих предприятиях. Основная часть этих низкозатратных проектов будет реализована за ближайшие два года, и уже в 2015 г. мощности Rio составят 330 млн. т. Для поддержки этой программы несколько дней назад Rio утвердила капиталовложения $400 млн., предназначенные для закупки заводского оборудования и тяжелой техники, которая будет использоваться на различных месторождениях в Пилбаре.
Параллельно предполагается осуществить ряд новых проектов с низкой себестоимостью добычи в рамках программы Mine of the Future, в основе которой лежит освоение месторождения Silvergrass. Дополнительные мощности будут созданы при капиталоемкости мирового класса – порядка $120-130 на 1 т, включая затраты на расширение инфраструктуры. По словам Уолша, реализация этой программы потребует на $3 млрд. меньше инвестиций, чем предполагалось ранее. Он заявил: “Расширение наших низкозатратных и высокоприбыльных предприятий мирового класса в Пилбаре – это самая привлекательная инвестиционная возможность в секторе, и она находится в соответствии с моим стремлением делать те капиталовложения, которые принесут максимальную прибыль акционерам”.
Итак, в отличие от более осторожных конкурентов – BHP Billiton и Vale, которые не спешат с реализацией анонсированных расширений, Rio двинулась вперед форсированным маршем. Риск, разумеется, есть: цены на железную руду, которые до сих пор неплохо держались по сравнению с другим металлургическим сырьем, в ближайшие годы могут оказаться под большим давлением. Все больше проектов близится к завершению, и на рынке скоро появятся избытки. По мнению аналитиков Goldman Sachs, это произойдет уже во втором квартале текущего года, и среднегодовая цена снизится до $108/т. С этим согласны и в Credit Suisse. Эксперты банка полагают, что избыток составит 42 млн. т. Однако Уолша не смущает грядущее снижение цен, поскольку благодаря низкой себестоимости добычи в Пилбаре Rio продолжит получать прибыль и в этом случае. С другой стороны, решимость Rio может быть вызвана еще и опасениями, что если группа не осуществит эти проекты в срочном порядке, то этими привлекательными месторождениями займется кто-нибудь другой. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)