Прогнозов по части ближайшего будущего металлургии Европейского Союза в предновогодние и постновогодние дни было хоть отбавляй. Наряду с осторожными заявлениями о вероятной стабилизации ситуации в металлургической промышленности ЕС в текущем году, звучали и более настойчивые призывы в корне изменить подход к вопросам дальнейшего развития отрасли.
Пессимизм большинства экспертов в целом можно понять, ведь на протяжении всего прошлого года именно европейский регион был самым депрессивным на мировом рынке стали. Спрос на стальную продукцию в Европе в 2013 г., по различным оценкам, сократился на 1-3% по сравнению с предыдущим годом. Рецессия в европейской металлургической отрасли была обусловлена, главным образом, сокращением финансирования государством строительного сектора в странах ЕС, а также дефицитом кредитных ресурсов у промышленных предприятий. Пока что в этом направлении мало что меняется, европейские государства продолжают проводить политику “жесткой экономии”, урезая бюджетные расходы. Вследствие этого по-прежнему уменьшаются объемы государственных инвестиций, безработица остается на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже растет.
Впрочем, даже на этом негативном фоне звучат предположения о том, что текущий год для металлургии ЕС будет все же более благоприятным, чем предыдущий. Международное рейтинговое агентство Moody’s ожидает стабилизации условий для ведения бизнеса в рамках сталелитейного сектора Европы в ближайшие 12-18 месяцев в связи с восстановлением общеэкономической ситуации в регионе и улучшением рыночных настроений.
Оптимизм аналитиков Moody’s обусловлен благоприятными прогнозами по части макроэкономических показателей стран Еврозоны. В частности, в 2014 г. рост ВВП в государствах региона они прогнозируют на отметке 0,5-1,5%, что можно считать заметным улучшением по сравнению с 2013 г., когда этот показатель был на уровне 0%, а в некоторых странах ушел в минус на 1%. Индексы деловой активности и покупательной способности в Европе с июля 2013 г. превышают отметку 50, что говорит о постепенном восстановлении доверия конечных потребителей к европейской экономике и металлургической отрасли в частности.
По оценкам специалистов Moody’s, в 2014 г. потребление стали в европейских странах вырастет на 1-2%. Расширение спроса на стальную продукцию в агентстве обуславливают стабилизацией ситуации в строительном секторе ЕС, где темпы роста будут невысокими, но стабильными, а также увеличением продаж автомобилей в Европе в 2014 г. на 3% в отличие от их падения в прошлом году на 5%. Действительно, в последние три месяца, по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (Association des Constructeurs Europйens – ACEA), продажи автомобилей на континенте демонстрируют в целом позитивную динамику и выросли примерно на 1,2% в годовом исчислении. Загруженность металлургических мощностей в ЕС, по прогнозам экспертов Moody’s, останется на прошлогоднем уровне (75-77%), который ниже среднего показателя в международном масштабе, оцененного специалистами World Steel Association (WSA) в ноябре 2013 г. в 78%. По данным аналитиков WSA, спрос на металл в Европе вырастет в текущем году на 2.1% по мере того, как будет восстанавливаться региональная экономика в целом. По словам Питера Фиша, директора британской консалтинговой компании MEPS, “спрос на стальную продукцию в Европе незначительно улучшится в 2014 г., однако мы до сих пор не можем восстановить основной драйвер роста цен на металл – европейская строительная отрасль продолжает находиться в рецессии”.
Нельзя сказать, что чиновники ЕС сидят, сложа руки, и не предпринимают шагов для исправления незавидного положения европейской металлургии. В июне 2013 г. Европейская комиссия приняла “План действий по стали”, в котором, правда, не было предложено решения ни одной из насущных проблем отрасли. Поэтому в середине декабря прошлого года Европейский экономический и социальный комитет (European Economic and Social Committee – EESC), являющийся консультативным органом Европейского Союза, выступил со специальным заявлением, в котором указывалось, что “Плана действий по стали” совершенно недостаточно для восстановления и оздоровления европейской металлургии.
В EESC заявили, что европейский сталелитейный сектор, зависящий, прежде всего, от ситуации в строительной и автомобильной отраслях, больше всего пострадал от ударов экономического кризиса. Представители Комитета подчеркнули, что “План действий по стали”, обнародованный Европейской комиссией, является половинчатым и неопределенным, а также не учитывает цикличный характер кризиса. В этой связи, EESC предложил ряд следующих дополнительных мер по восстановлению металлургии ЕС: Проведение детальной оценки действующих сталелитейных мощностей; создание благоприятных условий для транспортировки и использования лома, а также предотвращение его нелегального экспорта; распределение фондов ЕС с учетом нужд и потребностей металлургии региона; разработка при поддержке общественности мер и путей удержания рабочих в металлургической промышленности ЕС; создание условий для роста спроса на продукцию проблемных секторов европейской металлургии; увеличение инвестиций в современные инфраструктурные проекты в интересах полной загрузки и обновления мощностей европейских металлургических предприятий; разработка последовательной, экологически рациональной и самоокупаемой модели производства стали; использование Европейского фонда адаптации к глобализации (European Globalisation Adjustment Fund) для внедрения новых технологий выпуска металла и помощи рабочим для адаптации к ним. «EESC приветствует шаги Еврокомиссии, направленные на поддержку металлургической промышленности еврозоны и повышение спроса на ее продукцию внутри ЕС и за рубежом, а также на расширение доступа европейских производителей металла на рынки третьих государств на основе справедливой торговой и деловой практики. Этого, однако, недостаточно: должны быть разработаны долгосрочные и конкретные меры по оздоровлению европейской металлургии. Кроме того, необходимо принять во внимание специфические проблемы, имеющиеся в отрасли. Например, рост цен на электроэнергию в ЕС должен быть компенсирован для металлургической промышленности, а цели климатической политики в отношении сталелитейного сектора должны быть технически и экономически обоснованы», – заявил докладчик EESC Клод Ролин.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что, критикуя энергетическую и климатическую политику ЕС, современные реформаторы и защитники европейской металлургии “рубят сук, на котором сидят. Как считает, например, Рейнхард Бутикофер, сопредседатель Европейская партии зеленых, член Европейского Парламента и парламентского комитета по вопросам промышленности, исследований и энергетической политики, а также содокладчик Парламента по проблемам сырья и промышленной политики, несмотря на падение в ЕС в последние годы спроса на сталь на 25% и появление новых мощных игроков на международном рынке стали в лице Китая и Индии, европейские металлурги продолжали ошибочно верить в свои исключительность и превосходство, безосновательно считая, что рост спроса на сталь в мире будет бесконечным. Теперь они вынуждены искать выход из тупика. Меры по реструктуризации отрасли, в частности, закрытие мощностей или уменьшение производительности металлургических предприятий уже привели к ликвидации 40 тыс. рабочих мест. Но это не принесло каких-либо дивидендов сталелитейному сектору ЕС.
По словам Бутикофера, вместо того, чтобы сфокусировать внимание на решении главных проблем, связанных с падением спроса на сталь, перепроизводством и медленным переходом к выпуску продукции с более высокой добавленной стоимостью, менеджеры европейских металлургических компаний во всех своих бедах винят энергетическую и климатическую политику Европейской комиссии, требуя пересмотреть ее и снизить цены на энергоносители для сталелитейной промышленности.
“Все достаточно просто: перед европейской металлургической отраслью стоит абсолютно ясная и понятная проблема, заключающаяся в падении спроса на сталь. В ближайшей перспективе решить ее не сможет ни строительный сектор, ни автомобилестроительная промышленность. Но урегулировать ее можно посредством разработки и реализации крупномасштабных проектов по развитию инфраструктуры, например, созданию возобновляемых источников энергии”, – поясняет европейский парламентарий. По оценкам Бутикофера, на установку одной ветровой турбины мощностью 3 МВт требуется столько же стали, сколько для 500 автомобилей. Мероприятия по повышению энергетических стандартов существующих зданий могут требуют их реновации и реконструкции, для чего тоже потребуются большие объемы стальной продукции. Новые стандарты топливной эффективности могут стимулировать металлургию Европы на разработку передовых легковесных стальных материалов, используемых, к примеру, в гибридных и электрических автомобилях. Это даст европейским металлургам возможность расширить ассортимент продукции с высокой добавленной стоимостью и выйти на новые рынки.
В последние 10 лет в Европе проводятся серьезные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на расширение использования технологий по производству стали с ультранизкими выбросами углекислого газа. Одна из таких программ (проект ULCOS – Ultra-Low CO2 Steelmaking) осуществляется с 2004 г. 48 европейскими фирмами и некоммерческими организациями, включая Arcelor Mittal, Tata Steel и других. Ее главной целью объявлено сокращение выбросов углекислого газа на металлургических производствах в Европе на 50% к 2030 г.
В 2012 г., по словам Рейнхарда Бутикофера, началась вторая фаза реализации проекта ULCOS, а в текущем году должны быть построены пилотные и демонстрационные предприятия в интересах промышленного внедрения этой технологии и других подобных разработок в металлургическую отрасль Европы к 2020 г.
Таким образом, как утверждает он, сегодня европейская металлургия находится на распутье. Есть, по сути, только два пути, по которым она может двигаться в перспективе. Один из них – достаточно легкий и простой, связанный с низкими социальными, медицинскими и экологическими стандартами, действующими в условиях невысоких цен на энергоносители и разрушительного субсидирования сталелитейных предприятий.
“Но этот путь, как мне представляется, станет закатом европейской металлургии. Куда более перспективным и рациональным является другой путь – это “зеленая” стратегия отрасли, проводимая в тесной взаимосвязи с энергетической и климатической политикой ЕС. Она даст возможность оздоровить сталелитейный сектор, а также существенно повысить качество стали на базе внедрения передовых и экологически чистых технологий и инноваций по выплавке металла”, – заключает Рейнхард Бутикофер. (Moody’s Investors Service, World Steel Association, Reuters/Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)