В марте в условиях все еще вялого спроса на прокат со стороны сталепотребляющих отраслей ключевым фактором изменения цен на прокат стала динамика на сырьевых рынках. В результате в большинстве регионов доминировал нисходящий ценовой тренд. Такая информация содержится в ежемесячном исследовании рынка стали, проведенном ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (УПЭ). В азиатском регионе нисходящие тенденции в сегменте готовой продукции усилились. За первые три недели марта спотовые цены на руду просели на $8-9/т, котировки коксующегося угля обвалились на $15/т. “В подобных условиях, на фоне все еще вялого внутреннего спроса, китайские производители арматуры, катанки и рулонов вновь активизировали свои продажи на внешних рынках, выйдя с более низкими ценовыми предложениями”, – комментирует начальник аналитического отдела УПЭ Павел Перконос. В результате импортные цены на прокат в Азии к началу апреля просели на $10-18.
В то же время турецкие экспортеры длинного проката в марте решительно перешли к ценоповышательной политике. Ключевым фактором для этого послужило резкое удорожание лома уже во вторую декаду месяца. Местным заводам удалось реализовать прирост в ценах сделок в $13-20/т к началу апреля. Цены на плоский прокат оставались неизменными, несмотря на удорожание стального лома. В портах Черного моря цены на различные виды проката в марте двигались разнонаправленно. В сегменте заготовки поставщикам из СНГ удалось реализовать прирост цен в более чем $10/т, причем уже в конце месяца большинство заводов закрыли книги заказов на апрель. “Наибольший интерес к заготовке проявляли перекатчики из Египта, Турции, Иордании, Ливии. Достаточно сдержанная ценовая политика позволила экспортерам из СНГ фактически оставить за бортом основных конкурентов – производителей из Турции”, – отмечает П. Перконос.
В то же время украинские производители готового длинного проката (арматуры, катанки и сорта) оказались в значительно худшей ситуации. Дальнейшая эскалация напряженности в политических отношениях между Украиной и Россией поставила под удар ряд украинских заводов, которые традиционно в значительной степени ориентировались на рынки СНГ и России в частности. “В подобных условиях они вынуждены были искать альтернативные рынки сбыта, в том числе используя инструмент снижения цен. Отчасти, это стало возможным благодаря очередному значительному ослаблению гривны относительно доллара (на 8-10%), что привело к дальнейшему снижению себестоимости в долларовом эквиваленте. В результате готовый длинный прокат в портах Черного моря к началу апреля снизился в цене еще на $3-5/т до $520-555/т, FOB для арматуры и $530-555/т, FOB для катанки”, – отмечает П. Перконос.
Поставщики плоского проката из СНГ также в течение месяца снижали цену реализации своей продукции. По прогнозам УПЭ, пиковый сезонный спрос в строительном секторе будет играть решающую роль в апреле. Необходимость пополнения складских запасов для удержания их на высоком уровне (ввиду прогнозируемого роста потребления во втором квартале) и ожидаемое снижение предложения продукции из СНГ (в условиях меньшей загрузки оборудования во время майских праздников) позволят производителям добиться небольшого повышения цен.
Однако уже в мае цены развернутся вниз под воздействием факторов COST-DRIVEN модели изменения цен на прокат. “В то же время, несмотря на падение контрактных цен на железорудное сырье и коксующийся уголь, снижение себестоимости будет умеренным из-за разворота вверх спотовых цен на сырье. Весомым понижающим фактором останется жесткая конкуренция на международных рынках из-за избытка китайской продукции”, – аргументирует П. Перконос. (МинПром/Металл Украины и мира)