В прошлом году, по оценкам объединения “Металлургпром”, украинские меткомбинаты сэкономили 4,3 млрд. грн. благодаря внедренным технологиям пылеугольного вдувания топлива. В 2014 г. к четырем предприятиям, уже использующим в производственном процессе ПУТ, намерены присоединиться еще два – Енакиевский МЗ и ДМКД им. Дзержинского.
Пионером пылевдувания в Украине стал Донецкий метзавод, где с этой технологией экспериментировать начали еще в советские времена. Сейчас ПУТ здесь внедрена на двух домнах. После 2010 г. подобную технологию освоили и на Алчевском меткомбинате, “Запорожстали”, ММК им. Ильича. Итого сегодня угольная пыль заменяет газ при выплавке чугуна уже на 13 из 30 доменных печей, находящихся сейчас в эксплуатации. В некоторых случаях газ исключен из процесса полностью, в некоторых он все же нужен, но в абсолютно малых дозах. В условиях полной неизвестности не только с дальнейшими ценами на российский газ, но и вообще с его поставками, это преимущество в текущем году приобретает дополнительную актуальность.
В целом украинская металлургия в прошлом году сократила потребление газа более чем на 20%. Экономия стала прямым следствием технического перевооружения. Например, на “Запорожстали” было использовано на 100 млн. куб. м меньше голубого топлива, нежели годом ранее. Экономический эффект директор предприятия Ростислав Шурма оценил в 284 млн. грн. Мариупольский меткомбинат им. Ильича уменьшил прошлогодние издержки на покупку энергоносителей на 75 млн. грн. На Алчевском меткомбинате ранее для выпуска каждой тонны чугуна требовалось 72 куб. м газа, теперь только 4 куб. м. На “Донецкстали” вообще исключили газ из доменного процесса, тогда как до ПУТ на одну ту чугуна приходилось 85 куб. м газа.
По оценкам генерального директора “Азовстали” Энвера Цкитишвили, те предприятия, которые уже построили у себя установки ПУТ, экономят при нынешних ценах на газ по $20 млн. ежемесячно. Такая потенциальная выгода побуждает и “Азовсталь” браться за внедрение пылевдувания на своих домнах. Эксперт госпредприятия “Укпромвнешэкспертиза” Олег Гнитецкий подсчитал, что у обладателей ПУТ-технологий производственные расходы на ту чугуна могут быть на $40 ниже, чем у их коллег по цеху, работающих по старинке.
В 2014 г. использование газа в украинской металлургии продолжает снижаться. Хотя сейчас это происходит не только под влиянием мер по бережливости, но и в условиях усложнившейся экономической ситуации. Как бы то ни было, за 4 месяца среднесуточное потребление газа на меткомбинатах страны составило 8,1 млн. куб. м, тогда как за аналогичный период 2013 г. было 9,3 млн. куб. м.
Еще один ресурс, который помогает экономить ПУТ, – это кокс. После внедрения данной технологии расход кокса на 1 т чугуна уменьшился в среднем на 20%. Например, на “Запорожстали” – с 510 кг до 382 кг, на Алчевском МК – с 500 до 400 кг. Хотя даже это не предел желаний. Некоторым из зарубежных комбинатов удается вкладываться и в 250-300 кг на 1 т чугуна. Но тут многое зависит от качества самого кокса – желательно с высокой горячей прочностью и низкой реакционной способностью. Отмеченные качества формируются характеристиками исходного сырья – коксующихся углей. И тут загвоздка.
“На Донбассе есть только несколько шахт, из угля которых можно произвести кокс для ПУТ – “Красноармейская-Западная”, Скочинского и “Южно-Донбасская-3”, – считает генеральный директор ассоциации “Укркокс” Анатолий Старовойт. – Но из добываемого там сырья можно изготовить не более 2,5-2,8 млн. т кокса необходимого качества”. Хотя даже при нынешних объемах выпуска чугуна в стране такого ресурса необходимо 4-5 млн. т год. Нехватку приходится импортировать.
С другой стороны, возникает вопрос: а что делать с остальным украинским углем, который недостаточно хорош? По мнению Анатолия Старовойта, ответ прост: если уголь нельзя применить в производстве кокса для ПУТ, его можно использовать для изготовления самого пылеугольного топлива. Оптимально выгодное соотношение – до 200 кг ПУТ и до 350 кг кокса на 1 т чугуна.
В начале года ассоциация “Укркокс” посчитала, что ввиду более широкого применения ПУТ Украине придется импортировать примерно 2,5 млн. коксующихся углей, что на 20% выше прошлогоднего показателя. Но учитывая экономический спад в стране, вероятно, объем импорта будет несколько скромнее. Тем более что и выплавка чугуна обещает сократиться до 28 млн. т, что на 1 млн. т меньше, чем в 2013. Но зато прибудет полку претендентов на премиум-кокс.
На Енакиевском металлургическом заводе все оборудование для установки ПУТ уже поставлено и в середине года ожидается его ввод в эксплуатацию. Комплекс пылевдувания размещен на площадке ранее выведенной из эксплуатации доменной печи №4. Его мощность рассчитана на 590 тыс. т пылеугольного топлива в год в пропорции – 180 кг/т чугуна. Бюджет проекта – примерно $115 млн. Ожидаемая экономия – $20-30 на 1 т чугуна.
На ДМК им. Дзержинского все работы по реконструкции доменного цеха с переходом на пылеугольное топливо планируется завершить до конца 2014 г. Согласно сообщению дирекции предприятия, сначала будет отработан процесс по вдуванию минимального количества ПУТ – в 40 кг/т чугуна, в третьем квартале дозу увеличат до 80 кг, в четвертом – до 120 кг, а на проектную мощность вдувания – 160 кг/т – установка выйдет в 2015 г. Хотя не исключено, что если цена на газ с июня подскочит до высот в $400-500/тыс. куб. м, то Дзержинка поторопит процесс. “Очень важно добиться позитивных результатов в максимально короткие сроки, потому что природный газ дорожает, и его использование в прежних объемах просто немыслимо с экономической точки зрения”, – утверждает Евгений Потапов, финансовый директор корпорации “ИСД”, в чей состав входит комбинат им. Дзержинского.
Как уже отмечалось выше, работа по внедрению ПУТ-технологий стартовала и на “Азовстали”. Когда она финиширует, руководство комбината загадывать пока не берется, но уже в текущем году намечено разработать ТЭО будущего комплекса и приступить к отбору проектировщиков и поставщиков оборудования. В модернизационной стратегии комбината “АрселорМиталл Кривой Рог” до 2018 г. также есть пункт об обустройстве ПУТ на крупнейшей 9 домне АМКР. Но сроки его реализации в жизнь размыты.
Наряду с качеством кокса и экономией газа на эффективность работы технологий ПУТ оказывает определенное влияние и сам алгоритм работы пылевдувающей установки на том или ином предприятии. Единой типичной технологии доменной плавки с применением ПУТ не существует – на каждом комбинате свои нюансы. И как раз в них, считают в объединении “Металлургпром”, следует искать резервы для оптимизации ПУТ. По оценкам главного доменщика объединения Валентина Захарченко, большую эффективность и экономию материалов эта технология может обеспечить, например, благодаря равномерному распределению шихтовых материалов и газового потока по окружности доменной печи.
Кроме того, значение имеет качество не только коксовой составной, но и рудной. “Для получения максимального эффекта доменной плавки, в том числе при вдувании угля, необходимо радикальное улучшение качества железорудного сырья, увеличение в шихте до 80-85% доли агломерата (с содержанием мелочи 0-5 мм не более 8-10% в бункерах ДП) и снижение в коксе доли фракции + 80 мм до 5-6%”, – отмечают эксперты “Металлургпрома”.
Доменщики страны более-менее регулярно обмениваются результатами компенсирующих мероприятий, призванных увеличить отдачу от ПУТ. В апреле подобный дележ опытом состоялся на Донецком металлургическом заводе, считающимся украинским зубром в данной технологии. Там в числе компенсирующих мер применялись такие хитрости, как повышение температуры дутья до 1100°С; замена части известняка докучаевским железофлюсом (25 кг/т); использование современной системы подготовки кокса к плавке и применение коксового орешка (40 кг/т чугуна); оптимизация режима доменной плавки и др. В целом за счет таких мелких штрихов производительность печи можно повысить примерно на 20%, а себестоимость выплавки чугуна снизить почти на 200 грн./т.
Когда в Украине еще существовало Министерство промышленной политики, его специалисты спрогнозировали, что к 2020 г. страна будет выплавлять примерно 32 млн. т чугуна, из которых 25 млн. т с применением ПУТ. И хотя сейчас такого профильного министерства в государстве нет, но его прогноз может оказаться вполне состоятельным. (МинПром/Металл Украины и мира)