Последний кратковременный подъем покупательской активности на мировом рынке металлолома произошел в начале августа. С тех пор, хотя прошел уже целый месяц, спрос на это сырье остается стабильно низким, а цены практически не меняются при минимальном количестве новых сделок. Нынешний их уровень не слишком устраивает ни поставщиков, ни потребителей, но пока что никто из них не в состоянии изменить баланс в свою пользу.
Тем не менее, во второй половине сентября покупатели в Турции и странах Восточной Азии должны возобновить закупки, чтобы обеспечить себя металлоломом на октябрь и начало ноября. При этом котировки, вероятно, изменятся. Вопрос только, в какую сторону? В настоящее время более вероятным выглядит понижение.
В первой половине сентября в Турции проводились лишь единичные сделки по приобретению металлолома, преимущественно, у европейских компаний. Падение курса евро до самого низкого значения по отношению к доллару более чем за год сделало европейских трейдеров более сговорчивыми. Если в начале сентября поставщики выставляли цены на материал HMS №1 (80&20) на том же уровне, что и их американские коллеги – $385/т, CFR, то в дальнейшем некоторые компании пошли на уступки, сбавив котировки до $382-383/т, CFR. Правда, на более существенное понижение европейские экспортеры все-таки не пошли, учитывая сентябрьское подорожание металлолома на 5-15 евро/т в странах Евросоюза.
По той же причине отказываются от пересмотра цен американские и российские трейдеры. В США лом в сентябре прибавил не более $5/т по сравнению с августом, но, по крайней мере, не стал дешевле. В России металлолом сейчас находится в дефиците, а подъем внутренних цен перекрывает ослабление рубля по отношению к доллару. Вследствие этого экспортеры вслед за металлургами поднимают закупочные цены и предлагают свой материал для Турции не дешевле $375/т, CFR при поставках через Черное море и $385/т, CFR из портов Балтики. Примерно по $385/т, CFR или несколько выше котируется в настоящее время и американский HMS №1 (80&20).
Однако представляется, что поставщикам во второй половине сентября не удастся удержать цены для Турции на текущем уровне. Основной причиной этого аналитики называют слабость регионального рынка длинномерного проката. Война в Ираке, обострение внутренней обстановки в Йемене и Ливане, относительно низкий спрос на импортную арматуру в странах Персидского залива и, главное, конкуренция со стороны дешевой китайской продукции толкают котировки на прокат вниз. Кроме того, турецкая лира тоже немного просела по отношению к доллару, что делает понижение долларовых цен еще более необходимым для металлургов.
По сходному сценарию развиваются события и в странах Восточной Азии. Американские компании удерживают экспортные котировки на металлолом на относительно высоком уровне, предлагая материал HMS №1 (80&20) с контейнерной доставкой на Тайвань более чем по $350/т, CFR, а крупнотажные партии HMS №1 в Корею – примерно по $380/т, CFR. Но спрос со стороны корейских покупателей пока весьма низкий, а металлурги рассчитывают на понижение, тем более, что стоимость железной руды в регионе в сентябре упала до самого низкого уровня с 2009 г.
В первой половине сентября де-факто подешевел на региональном рынке японский металлолом, хотя формально котировки в иенах остались на том же уровне, что и в начале месяца, а внутренние цены даже немного возросли. В частности, компания Tokyo Steel Manufacturing за неделю дважды заявляла об увеличении закупочных цен для всех своих заводов на 500-1000 иен/т, а на проведенном 10 сентября экспортном тендере ассоциации Kanto Tetsugen было зафиксировано небольшое повышение по сравнению с предыдущим месяцем.
Однако понижение иены до минимального за последний год уровня по отношению к доллару сбросило не менее $5/т с экспортных котировок японских компаний. При этом, корейские металлурги, ранее отказывавшиеся приобретать японский лом Н2 примерно по $325/т, FOB, были вполне удовлетворены его удешевлением до около $320/т, FOB.
Судя по всему, существенного снижения мировых котировок на металлолом во второй половине сентября не произойдет. Спрос на это сырье в ближайшее время должен повсеместно возрасти, да и объем его предложения на мировом рынке никак не назовешь избыточным. Но пока цены на железную руду и длинномерный прокат будут оставаться низкими, у лома нет никаких шансов на подорожание. (Rusmet/Металл Украины и мира)