В последние 10 лет метизники Украины и РФ занимались обновлением мощностей и ассортимента. Однако современных линий по-прежнему недостаточно, что вынуждает внутренних производителей сдавать рынок импортерам и сокращать показатели. Изменится ли ситуация в ближайшие годы, будет зависеть от макроэкономических трендов.
В 2012-2013 гг. производство метизов и в Украине, и в России оказалось в упадке, несмотря на постепенную посткризисную стабилизацию спроса. У северо-восточных соседей в отрасли наблюдалась стагнация, а отечественные метизники в указанные годы сократили показатели на 19% и 5,5% соответственно, в конечном счете – до 199,4 тыс. т. Больше того, в 1 полугодии в РФ отмечен производственный спад на 3% относительно января-июня 2013 г. (до 1 млн. т), а в нашей стране – на 11,1% на фоне внутреннего политико-экономического кризиса. В этой связи эксперты снова вспоминают о системных проблемах метизного сектора СНГ, которые являются во многом одинаковыми для обеих стран ввиду общего прошлого профильных национальных компаний.
Уже в 2005-2006 гг. на фоне стартовавшего в 2003 г. оживления мировых металлорынков метизники СНГ заговорили о необходимости преодоления технологической отсталости отрасли. Она влияла на производственные показатели. В 2005 г. украинский выпуск металлоизделий снизился на 14,5% до 288,5 тыс. т (несмотря на достаточно активный спрос), в 2006 г. – еще на 4%, и начал восстанавливаться только в 2007 г., незадолго до глобального кризиса. В России в 2005 г. метизное производство уменьшилось на 6,1% до 2297 тыс. т, но в последующем году восстановилось сразу на 12,9% до 2594 тыс. т.
При этом в РФ в отрасли доминируют ведущие метхолдинги и их специализированные подразделения: “Северсталь-метиз” (бывшие Череповецкий и Орловский сталепрокатные, Волгоградский сталепроволочно-канатный заводы), “Мечел” (Белорецкий МК, “Ижсталь”, Вяртсильский метизный завод), “ММК-Метиз”, “НЛМК-Сорт”, Западно-Сибирский МК “Евраза”. Вместе лидеры изготовляют около 85% всех российских металлоизделий, констатируют аналитики, и используют ресурсы материнских групп для своего развития.
Определенная централизация заметна и на метизном рынке Украины. В 2006 г. “Северсталь-метиз” купил у группы “ТАС” крупнейшее отраслевое предприятие “Днепрометиз”, а в 2012 г. пул инвесторов, связываемых с нынешними владельцами ИСД, приобрел 32,7% Запорожского сталепрокатного завода. Однако другие компании-лидеры действуют на рынке независимо и лишь опосредованно связаны с теми или иными большими финпромобъединениями. Это – Дружковский завод металлоизделий (ДЗМИ), днепродзержинский завод “Метиз”, “Стальканат-Силур”, “Станконормаль” (оба – Одесса).
В то же время, несмотря на значительные внутренние мощности, уже в 2005-2006 гг. и потребители, и неазиатские метизные импортеры СНГ жаловались на приток недостаточно качественной, но недорогой продукции из Китая, с Тайваня и от других дальневосточных поставщиков. В России усредненная доля импорта на метизном рынке превышает 18%, а у нас в отдельных нишах достигает 50% (гвозди). И еще 8-9 лет назад отраслевые экономисты советовали реагировать на это открытием малых современных производств, способных потеснить не только азиатский, но и западный импорт за счет меньшей себестоимости, знания местной специфики, приближенности к потребителю и благодаря ассортиментной гибкости. Известный постсоветский метизный специалист, начальник технологического отдела “Гипрометиз” института “Ленгипромез” Владимир Ерофеев тогда говорил автору, что это может быть достигнуто путем создания СП с западными инвесторами, способными привнести деньги и технологии в обмен на квалифицированные кадры, сырье и сбытовые схемы. Последующие годы показали, что иностранный капитал неохотно идет в отрасль, тогда как внутренний осознает ее потенциал и готов активно в нее вкладываться.
Причем это касается не только метхолдингов, но и независимых проектов. В качестве свежего примера можно привести достройку под Рязанью завода высокопрочного крепежа “Бервел” ежегодной мощностью 120 тыс. т и стоимостью 4,5 млрд. руб. Пуск первой очереди ожидается в начале 2015 г., осенью начнется сооружение второй очереди – автоматизированного складского комплекса, а в конце грядущего года – третьей очереди (выпуск автокомпонентов). Намечен полный производственный цикл: от подготовки горячекатаного проката, через отжиг, калибровку, фосфатирование, до штамповки, накатки, нарезки и термообработки, отмечает исполнительный директор предприятия Юрий Медведев. Кроме того, будет установлена линия горячего цинкования и линия нанесения цинк-ламельного покрытия. Отраслевые эксперты подтверждают, что в 2005-2006 гг. о строительстве таких объектов в РФ можно было только мечтать. Другие небезуспешные примеры малых производств – “Параллель” (Орел; высокопрочный крепеж), “ЧМЗ-Каттер” (Набережные Челны; высокопрочные метизы). Вообще же за прошедшие 10 лет федеральные метизники освоили на техперевооружении порядка $1 млрд.
На украинском рынке проекты, подобные рязанскому, пускались и воплощались до мирового кризиса, затем же их реализация была свернута. Самым известным считается завод “Гарант Метиз Инвест” (Желтые Воды, Днепропетровская обл.) годовой проектной мощностью 40 тыс. т и стоимостью $10 млн. Площадка укомплектована современным оборудованием: так, участок оцинкованной проволоки включает три волочильные машины Koch (Германия), линию оцинковки I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточное устройство M+E (Италия), а участок сварных сеток – 4 сеточных машины, включая Shlatter (Швейцария). Предправления-гендиректор фирмы Олег Перцев акцентирует, что 70% ее продукции с самого начала было ориентировано на Евросоюз (Италия, Испания, Франция, Польша, Германия), а внутри страны порой просто нет смысла конкурировать с гаражными производителями или же крупными заводами, готовыми для поддержки продаж работать в минус. “На нашем внутреннем рынке, как и на российском, покупатели по-прежнему нередко выбирают товар лишь по цене или уровню скидки, мы же делаем ставку на качество и не первый год вместе с коллегами-операторами ведем работу по повышению культуры потребления метизов”, – говорит он.
Действительно, небольшие новые предприятия делают явный акцент на металлоизделиях повышенных классов прочности, востребованных в современном строительстве и машиностроении. На сегодняшний день азиатские импортеры не могут составить достойной конкуренции в этом сегменте, что создает определенные возможности для метизников СНГ. Развиваются в этом направлении и большие производства. Например, в последние годы проекты по развитию номенклатуры и мощностей воплощали украинские “Днепрометиз”, ДЗМИ, днепродзержинский “Метиз”. Но в целом инвестиций в отрасли все так же недостаточно, сетуют эксперты, хотя ситуация и лучше, чем 10 лет назад.
Какой же будет динамика отрасли в Украине и в России в дальнейшем? Это напрямую зависит от макроэкономического состояния обеих стран. В РФ продолжается начавшаяся в 2013 г. экономическая стагнация с возможностью рецессии, в Украине – и вовсе комплексный кризис с туманными перспективами. В частности, в федеральной ассоциации “Промметиз” подтверждают наличие неблагоприятных трендов на метизном рынке на фоне ухудшения обстановки в ключевых потребляющих сферах (строительство, машиностроение). Кроме того, с 2012 г. присутствует понижательная ценовая тенденция, из-за чего поставщикам приходится работать с нулевой или отрицательной рентабельностью по большинству видов продукции. С зимы отмечено оживление цен, но пока что его нельзя назвать определяющим. В. Ерофеев добавляет: многие компании продолжают эксплуатировать устаревшее и изношенное технологическое оборудование 1950-1960-х годов.
По словам гендиректора ассоциации Бориса Яранцева, в этих условиях лучше всего себя чувствуют небольшие игроки, успевшие своевременно обновить производство и ассортимент по международным стандартам. Это позволяет не только предлагать высокотехнологичную продукцию, но и диверсифицировать продажи за счет экспорта. В последние лет 5 российским метизникам помогали заказы для сочинской Олимпиады-2014 и коттеджное строительство. Но сейчас эти факторы сошли на нет, признают аналитики, и заводы пытаются переориентироваться на внешние рынки: в прошлом году метизный экспорт из России вырос на 10,5% до 25,2 тыс. т. Прогнозируется, что в существующей рыночной ситуации экспортная активность сохранится по крайней мере несколько лет. При этом внутренний рынок сознательно приоткрывается для импорта (включая азиатский), в 2013 г. он увеличился на 5,5% до 502 тыс. т, или 18-19% рынка. “Изменение к лучшему возможно только при осуществлении крупных инвестпроектов и госпрограмм, – полагает Б. Яранцев. – Есть надежда, что госвложения в оборонзаказ, в подготовку к футбольному ЧМ-2018, а также решение президента об использовании части резервных фондов на строительство железных и автодорог предотвратят спад”. Но, к примеру, работы по высокоскоростной ж/д магистрали “Москва-Казань” могут быть пущены не ранее конца года и только при положительном решении правительства РФ, а анонсированное возведение моста через Керченский пролив и вовсе зависит от международной политической конъюнктуры.
В “Промметизе” уточняют, какие именно инновационные метизы дают их производителям наибольший бизнес-эффект. Это омедненная сварочная проволока в еврокассетах, оцинкованная проволока с намоткой, проволока для железобетонных конструкций, стабилизированные арматурные пряди, грозозащитные канаты, металлическая фибра, саморезы. Что же до конкуренции, то ее пик ожидается в нише машиностроительного крепежа. С 2011 г. в Таможенном союзе действовали специальные пошлины на ввоз машкрепежа – $282,4/т, но их действие истекло в марте, и этим уже пользуются импортеры (в том числе китайские и украинские).
Впрочем, не факт, что в нынешней обстановке отечественные метизники смогут по примеру российских коллег компенсировать экспортом нехватку внутреннего спроса. Во-первых, поставки федеральным потребителям зависят от политики. Во-вторых, из-за высоких цен на импортный газ в Украине теперь выше себестоимость. Измениться это может с новыми межгосударственными газовыми договоренностями, других реалистичных вариантов экономисты не видят. Тем не менее в 1 полугодии отечественный экспорт того же крепежа упал всего на 0,7% до $21,5 млн., а в Россию – еще и вырос на 16% до $17 млн., вопреки политическим событиям. Как можно заметить, преобладающая часть крепежного экспорта по-прежнему идет в РФ, то же самое и по большинству остальных товарных групп (кроме гвоздей).
Так или иначе, но параллельно с маркетинговыми усилиями малых операторов крупные метизные предприятия обоих государств будут продолжать модернизацию мощностей и номенклатуры. Правда, в украинском случае это не подкреплено капиталовложениями метхолдингов, и результат будет зависеть от прекращения военных действий в стране. (МинПром/Металл Украины и мира)