Президент Алмазбек Атамбаев призывает к “решительным мерам” по защите интересов республики в проекте “Кумтор”. С таким заявлением глава страны выступил в связи с арестом акций “Кыргызалтына” в Centerra Gold. Верховный суд провинции Онтарио (Канада) заблокировал активы республики по требованию канадской горнодобывающей компании Stans Energy. Последняя, напомним, претендует на месторождение редкоземельных металлов Кутессай II, лицензия на разработку которого аннулирована властями КР.
“Спекуляции различных игроков вокруг акций Centerra Gold, выливающиеся в невыгодные для Кыргызстана решения судов в Канаде, требуют от нашей страны переосмысления подходов к разработке недр золоторудного месторождения Кумтор, являющихся по Конституции исключительной собственностью КР, – заявил Алмазбек Атамбаев. – Кыргызская Республика с уважением относится к принципам работы судебной системы, однако наметившаяся тенденция ставит перед правительством задачу использования более действенных механизмов защиты наших активов и предотвращения подобных угроз в дальнейшем”.
Президент призывает правительство рассмотреть возможность вывода акций Centerra из листинга с канадской фондовой биржи в Торонто. Подобная идея, кстати, выдвигалась еще несколько лет назад. Многие эксперты, экономисты и политологи предлагали продать часть акций и использовать вырученные средства для развития эффективных промышленных проектов. К сожалению, их так и не услышал политический бомонд, который утверждал, что готов активно работать с акциями Кыргызстана с целью получения выгоды и дополнительного источника доходов. Однако составы правительства менялись, как перчатки, и об экономической безопасности в Кыргызстане быстро забыли. Во многом – благодаря местным политическим играм.
Вместо того чтобы обезопасить экономику Кыргызстана от возможного давления извне, тот же депутатский корпус предпочел заняться спекуляциями вокруг “Кумтора” и распространением популистских заявлений, значительно обесценивших акции Centerra. Если еще три года назад, к примеру, стоимость активов “Кыргызалтына” в корпорации составляла около $1,5 млрд. Сегодня она оценивается на уровне чуть более $300 млн.
Нанесенный ущерб в миллиард долларов, однако, не стал предметом расследования. Парламент привычно занимался раскачкой темы “Кумтора” в своих интересах, хотя, по логике вещей, должен был обратить внимание на тревожный звоночек, прозвучавший еще два года назад. Активы республики в Centerra на тот момент уже рассматривались другими игроками как способ компенсировать ущерб, нанесенный действиями правительства и законодателей республики. Внимание на акции “Кыргызалтына” обратила турецкая компания, имевшая претензии по имущественному спору вокруг отеля “Ак-Кеме”, и в августе 2012 г. активы Кыргызстана уже арестовывались.
Однако, судя по всему, ни чиновников, ни лоббирующие их назначение парламентские фракции это ничему не научило. Итог печален: 14 октября суд арестовывает акции уже по требованию Stans Energy. Что дальше? Сколько еще иностранных компаний может претендовать на активы республики в золотом проекте? А главное, что реально можно этому противопоставить?
По словам президента, правительству необходимо “принять более решительные меры по защите государственных интересов Кыргызстана, исключающие решение судьбы “Кумтора” в судах Канады”. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, о чем может идти речь. Способ защиты интересов республики давно озвучен, однако пока не реализован.
Эксперты полагают, что вариантов, которые может рассмотреть правительство, два. Первый – национализация, на которой настаивает часть парламентариев. Тех самых, к слову, из-за которых и обесценились активы республики. Уже только поэтому вариант можно откинуть как чрезвычайно опасный. Тем более национализация не только поставит крест на стремлении правительства привлечь инвестиции в другие сектора экономики, но и подведет Кыргызстан под угрозу нового международного арбитража и необходимость выплачивать Centerra средства, затраченные на разработку месторождения. Уникальный промышленный объект, созданный компанией в высокогорье, оценивается в миллиарды долларов. Этих средств у страны нет.
Наиболее приемлемым способом по этой причине остается вариант второй. Он предполагает создание совместного предприятия, о котором в республике говорят без малого год. Вполне вероятно, если бы “Кумтор” разрабатывало СП, проблем с арестом акций сегодня Кыргызстан бы не испытывал. Однако переговоры с Centerra затянулись, что объяснялось противодействием парламента, в котором рудник до сих пор воспринимается как удобный способ для увеличения политических дивидендов. “Кумтор”, к сожалению, используется слишком многими депутатами в риторике, нацеленной на предстоящие выборы в парламент. Что возобладает: здравый смысл или политические амбиции?
Неблагоприятные для правительства Кыргызстана обстоятельства на международной арене буквально вынуждают власти республики поторопиться с принятием окончательного решения по “Кумтору”. Дело, казалось, за малым – убедить парламент. Президент в связи с этим упоминает о спекуляциях вокруг акций Centerra неспроста. Остается надеяться, что законодатели истолкуют месседж верно, и Кыргызстан сможет убить двух зайцев – защитить свои золотые активы и увеличить поступления в бюджет. (24kg.org/Металл Украины и мира)