В октябре погрузка руды составила 9,7 млн. т и достигла уровня прошлого года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 90,5 млн. т руды, что на 2,1% меньше уровня января-октября 2013 г. Экспортные поставки продолжили сокращаться, но темпы падения относительно прошлого года замедлились (-12,1% в октябре, против -18,4% в сентябре). Одновременно с падением объемов экспортного грузопотока растут внутренние перевозки (+2,1% к октябрю прошлого года).
В октябре объемы экспорта в Китай были на 40% ниже уровня прошлого года и на 4% – сентября 2014 г. По-прежнему проигрыш российскими поставщиками ценовой конкуренции на китайском рынке является основной причиной снижения экспорта руды. Металлургическое сырье продается по минимальным с 2009 г. ценам. Причиной тому является перенасыщение рынка предложениями после стремительного наращивания добывающих мощностей в Австралии и Бразилии. По данным Goldman Sachs, до конца 2014 г. избыточное предложение руды на мировом рынке достигнет 60 млн. т и в 2015 г. вырастет до 110 млн. т. Восстановление цен может занять до 18 месяцев, по оценке Anglo American Plc. Сырье, вероятно, будет продаваться от $75 до $80/т в краткосрочной перспективе. В качестве максимального ценового ориентира эксперты называют уровень в $90.
Российские компании продолжают наращивать поставки в другие страны. Экспорт железорудного сырья в Турцию вырос в два раза по сравнению с прошлым годом и достиг своего исторического максимума за последние несколько лет. Таким образом, сегодня Турция стала вторым по объему поставок потребителем российской руды после Китая. Кроме того, вырос экспорт к предыдущему месяцу в такие страны, как Украина (+102%), Словакия (+42%) и Чехия (+13%). В октябре после сокращения объемов импорта российского сырья в предыдущем месяце Япония вновь возобновила поставки железной руды из России.
Рост внутренних перевозок железной руды обусловлен тем, что падение цен на черные металлы шло медленнее снижения цен на сырье для их производства, говорится в обзоре НПК ОВК. Если на азиатском рынке российские компании уступают бразильским и австралийским поставщикам, то на европейском рынке у первых явное преимущество, которое они получили благодаря низкой стоимости доставки сырья. Поэтому уход российских компаний с китайского рынка послужил катализатором закрепления новой структуры экспортной логистики и позволяет говорить о возможном восстановлении объемов погрузки в среднесрочной перспективе. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)