Предприятия черной металлургии смогли воспользоваться падением объемов экспорта из Украины, “Русал” и “Норникель” вовремя озаботились повышением рентабельности производства, а золотодобывающим компаниям помогла активная скупка золота ЦБ. Кроме того, почти все предприятия отрасли выиграли от девальвации рубля.
2014 г. стал крайне непростым для российской металлургической промышленности. Рост международной напряженности и введение санкций вызвали общее замедление экономического роста и отток инвестиций. Тем не менее ряд металлургических компаний даже в столь неблагоприятных условиях смогли сохранить рентабельность производства и доходы от поставок продукции. Доля металлургической промышленности в ВВП России, как и прежде, составила около 5%.
Российские производители железорудного сырья в целом завершили год на мажорной ноте. В январе-сентябре добыча металлических руд в России выросла на 4,3%, а производство железорудных окатышей увеличилось на 0,9% до 29,7 млн. т. Росту производства не помешало даже резкое падение цен на сырье. За девять месяцев 2014 г. цена железной руды с обогащением 62% сократилась на 23%. Крупнейший российский производитель сырья – компания “Металлоинвест” увеличила экспорт продукции за рубеж на 0,3% до 8,5 млн. т. При этом падение объемов поставок в Китай было нивелировано ростом спроса на 37,3% со стороны предприятий ArcelorMittal в Польше и Румынии.
Производство стали в январе-сентябре, по данным Росстата, возросло на 2% до 52,8 млн. т, а производство проката – на 5,7% до 45,7 млн. т.
Наилучшие результаты продемонстрировала “Северсталь”, в июле пустившая мини-завод по производству сортового проката “Северсталь – Сортовой завод Балаково” годовой мощностью около 1 млн. т. НЛМК также существенно увеличил производство стали за счет пуска предприятия “НЛМК-Калуга”. В то же время Evraz из-за ремонта на предприятиях “ЕВРАЗ ЗСМК” и “ЕВРАЗ НТМК” снизил производство по всем основным видам продукции.
Снизил производство стали и “Металлоинвест”. В отчете компании это объясняется ремонтом прокатного стана на предприятии “Уральская сталь”. В целом за девять месяцев 2014 г. суммарный экспорт черных металлов вырос на 7,4% до 29,3 млн. т. Поставки за рубеж стальных заготовок увеличились на 1,6% до 9,6 млн. т, а экспорт плоского проката – на 7,1% до 5,8 млн. т, что стало максимальным показателем за последние четыре года.
Увеличить объемы экспорта российским компаниям помогла девальвация рубля, а также сокращение поставок из Украины. Согласно данным ФТС, импорт черных металлов из Украины за 2014 г. упал на 33,8% до 1,8 млн. т.
“Цены на железнорудное сырье и сталь были стабильны в течение года и немного снизились лишь к декабрю. Однако отечественные металлурги оказались готовы к подобному развитию событий и заранее озаботились снижением долговой нагрузки и повышением рентабельности производства”, – рассказал аналитик RMG Securities Андрей Третельников. По его словам, на руку предприятиям черной металлургии сыграла и девальвация рубля в четвертом квартале, удачно совпавшая с сезонным снижением экспортных доходов.
“В 2014 г. металлургическое сырье продолжило дешеветь, однако на фоне ухода украинских металлургов с рынка появилась локальная нехватка металла, что в первую очередь привело к увеличению цен на внутреннем рынке и росту экспорта в страны Восточной Европы”, – рассказал директор аналитического департамента ИК “Велес Капитал” Иван Манаенко.
Эксперт полагает, что российским металлургам также помог всплеск локальных заказов на производство труб. Кроме того, во втором полугодии серьезным подспорьем стала рублевая девальвация, снизившая долю себестоимости в конечной стоимости экспортной продукции. “Девальвация увеличила выручку предприятий и повысила их конкурентоспособность на мировом рынке”, – подытожил Манаенко.
2014 г. также запомнился кризисом “Мечела”. Проблемы у подконтрольного Игорю Зюзину металлургического гиганта начались еще в 2008 г. Тогда из-за критики Путина капитализация компании упала на 37,6%. Впоследствии проблемы “Мечела” только росли. За 2013 г. чистый убыток компании составил 27,8 млрд. руб., а в марте 2014 г. Путин поручил правительству разработать схему финансовой поддержки “Мечела”. “Мечел” ожидает новых судебных претензий от кредиторов и готовится к распродаже активов
Параллельно в суд на компанию подали ее кредиторы – ВТБ и Сбербанк, а также поставщик газа “НОВАТЭК-Челябинск”. Зюзин последовательно отверг предлагаемые схемы реструктуризации и конвертации долгов компании со стороны банков-кредиторов и ВЭБа. В начале декабря стало известно, что “Мечел” и Газпромбанк согласовали компромиссный вариант реструктуризации задолженности и направили его в Сбербанк и ВТБ. Однако на сегодня чистый долг компании составляет $6,97 млрд., из которых на долю Газпромбанка приходится $2,3 млрд., ВТБ – $1,8 млрд., а Сбербанка – $1,3 млрд.
При этом ВТБ и Сбербанк настаивают на конвертации части долга компании в 75% ее акционерного капитала, а Зюзин настаивает на переносе сроков погашения задолженностей на пять-семь лет, переводе всех кредитов в рублевые и снижении процентных платежей.
“Подобное развитие событий для “Мечела” было очевидно уже относительно давно. Однако банкротство компании больно ударит по банкам-кредиторам, особенно Газпромбанку. Поэтому на сегодня “Мечел” находится в слегка подвешенном состоянии, однако в будущем компанию наверняка ждет распродажа активов, или она уйдет под перекрестное владение ее кредиторов”, – считает Манаенко.
При этом эксперт отметил, что долговая нагрузка “Мечела” возрастает из-за падения курса рубля, поскольку многие кредиты компания брала в валюте. “Кредиторы вряд ли прислушаются к требованию Зюзина перевести кредиты в рубли, поскольку они заинтересованы в скорейшем взыскании долгов в том числе путем получения контроля над активами компании”, – подытожил эксперт.
За девять месяцев 2014 г. в России незначительно снизилось производство основных цветных металлов. Наиболее серьезные темпы спада наблюдались в алюминиевой промышленности. Выпуск “крылатого металла”, по данным ФСГС, по сравнению с показателями 2013 г. сократился на 9,1%, а производство сплавов на его основе упало на 2,3%. Это привело к уменьшению объемов экспорта первичного алюминия на 18,9% до 2131,5 тыс. т.
UC Rusal, “Норникель” и Polymetal International plc отчитались о росте прибыли. Падение объемов во многом связано с остановкой электролитического производства на нескольких заводах компании “Русал” в конце 2013 г. Всего в 2014 г. компания сократила выпуск на 9%, что не помешало ей остаться крупнейшим в мире производителем первичного алюминия, опередив основных конкурентов Rio Tinto и Alcoa на 6,6 и 12,2% соответственно.
По итогам третьего квартала “Русал” также впервые с 2011 г. зафиксировал положительный финансовый результат. Благодаря сокращению издержек и девальвации рубля компании удалось привлечь около $25 млн. прибыли. По мнению Третельникова, основным фактором успеха “Русала” в 2014 г. стал рост спроса на алюминий, а также решение ряда игроков рынка сократить выпуск “крылатого металла” в 2014 г.
“В результате “Русал” смог добиться роста финансовых показателей, рефинансировать долг и в рамках акционерного соглашения получить стабильный дивидендный поток от “Норникеля”. А это привело к росту капитализации компании”, – подытожил эксперт. “Компания выиграла от общей динамики цен на алюминий и девальвации рубля. В результате вопреки ожиданиям “Русал” стал второй в России компанией по показателям EBITDA”, – рассказал аналитик ФС БКС Кирилл Чуйко. “Перспективы “Русала” на будущий год также весьма неплохие. Пока кризис никак не повлиял на цену перевозок, а рублевая девальвация уменьшила себестоимость производства. Потребление на рынке также обещает быть сравнительно высоким”, – считает Иван Манаенко.
Производство меди в 2014 г. также незначительно снизилось. Как следует из отчетности ГМК “Норильский никель”, сокращение переработки импортного толлингового сырья на Кольской ГМК привело к уменьшению производства меди на 1,2% до 265,6 тыс. т.
Производство никеля по итогам девяти месяцев сократилось на 1,9%. Однако основной его производитель – “Норникель” – сместил акцент на повышение рентабельности и продажу зарубежных активов. В результате оптимизация расходов и падение курса рубля позволили компании не только увеличить экспортные поставки, но и утроить чистую прибыль по результатам первого полугодия до $1,5 млрд.
Серьезным подспорьем “Норникелю” также стало обнуление в конце августа экспортных пошлин на медь и никель, а также общий рост цен на мировом рынке. “Ориентация “Норникеля” на повышение рентабельности серьезно помогла компании оптимизировать расходы и повысить эффективность производства. Отказ от инвестиций в ряд проектов позволил “Норникелю” сосредоточиться на текущем бизнесе, а запрет Индонезии на вывоз никельсодержащей руды и последовавшее восстановление цен на металл в середине года помогли компании улучшить финансовые результаты”, – считает Третельников.
“Компания выигрывает от рублевой девальвации, однако зависимость от динамики цен на сырье и увеличение присутствия азиатских игроков на рынке может негативно сказаться на ее показателях”, – не исключает Манаенко. В 2014 г. целый ряд металлургических компаний успешно избавились от убыточных активов. “Северсталь” летом за $2,3 млрд. продала два металлопрокатных завода в США, а также производителя коксующегося угля PBS Coals. ГМК “Норильский никель” в рамках новой стратегии развития успешно избавился от австралийских рудников и активов в Ботсване и ЮАР. Evraz удалось реализовать убыточный чешский завод Vitkovice Steel и договориться о продаже 34% акций южноафриканской Evraz Highveld Steel and Vanadium Ltd.
Даже находящийся в долговом кризисе “Мечел” договорился о продаже Московского коксового завода, а также серьезно продвинулся в переговорах по продаже “Кузбассэнергосбыта” и Братского завода ферросплавов. Ранее компания также выставила на продажу американского производителя угля Bluestone и Донецкий электрометаллургический завод.
Спрос на российское золото в 2014 г. оставался высоким, несмотря на общие колебания цен на рынках. В ноябре на фоне укрепления доллара и завершения программы количественного смягчения Федеральной резервной системы США цены на золото и вовсе упали ниже $1200/тр. унция. Это стало рекордно низким показателем за последние четыре с половиной года.
Однако активным покупателем золота на внутреннем рынке выступил российский Центробанк, с начала года добавивший в свои резервы 115 т благородного металла. Это поддержало спрос на акции золотодобывающих компаний Polyus Gold и Polymetal. При этом дополнительный интерес к ценным бумагам Polyus Gold вызвали слухи о возможному участии китайских инвесторов в разработке Наталкинского месторождения.
“Несмотря на серьезное падение цен на золото, российские компании смогли вовремя заморозить ряд инвестиционных проектов с высокой себестоимостью, а также успешно снизили производственные издержки на уже функционирующих предприятиях. А девальвация рубля помогла золотодобытчикам повысить рентабельность, даже несмотря на снижение цен на рынке”, – считает Третельников.
Иван Манаенко в свою очередь полагает, что динамика цен на золото пока выглядит не слишком позитивно, однако ряд стран мира стабильно наращивают объем золотовалютных резервов. Для российских компаний это означает стабильный спрос на золото.
“Российские золотодобытчики за последние несколько лет немало инвестировали в улучшение технологий разведки и добычи. При улучшении рыночной конъектуры это может спровоцировать увеличение объемов производства. Однако подобного роста не предвидится”, – подытоживает эксперт.
Такого же мнения придерживается и аналитик БКС Кирилл Чуйко. По его словам, в 2015 г. рынок золота ожидает дальнейшая стагнация, а цены на драгметалл могут продолжить снижение. “Для российских золотодобытчиков ситуация также особенно не изменится, однако в случае роста курса рубля их рентабельность незначительно снизится”, – считает эксперт. При этом Чуйко не ожидает роста спроса на золото внутри страны. “Несмотря на кризис, население предпочтет вкладывать средства в другие активы”, – уверен аналитик. (Газета.ру/Металл Украины и мира)