После установление мира в Украине локомотивами металлопотребления могут стать ЖКХ, автодор, строительство социального жилья, а также ж/д отрасль.
– По оценкам УПЭ, в прошлом году стальной спрос в Украине рухнул на 44% до 4 млн. т. Согласны ли вы с такой оценкой? Или, по вашим данным, падение не было настолько масштабным?
– В 2014 г. наблюдалось стремительное падение украинской экономики, что повлекло за собой снижение объемов производства и потребления металлопроката. Кроме общеэкономических факторов, на объемы производства также негативно повлияли боевые действия на востоке Украины, где расположено большинство металлургических заводов, разрушение железнодорожных путей и инфраструктуры, а также аннексия Крыма. По нашим оценкам, емкость рынка в прошлом году сократилась на 24%.
– Изменилась ли диспозиция основных игроков на рынке металлоторговли Украины в 2014 г.? Кто потерял свои позиции? Кто наоборот пошел вверх?
– Существенных изменений не произошло. Были и остаются проблемы с остановкой метпредприятий в зоне АТО. От этого периодически страдаем мы, а также трейдеры, работающие с металлопрокатом Алчевского МК.
– Объясните смысл реорганизации сбытовых каналов “Метинвеста”? Чем эффективнее новая схема и почему перестала быть эффективной предыдущая?
– Формирование единого канала сбыта в Украине нацелено на повышение эффективности продаж. Мы улучшим управление, ликвидируем дублирование бизнес-процессов внутри компании, а значит, сможем предложить покупателям удобный и более оперативный сервис.
В 2014 г. мы сделали первый шаг по реализации стратегии “единого окна для клиентов”: был создан механизм взаимодействия “Метинвест-Украины” и “Метинвест-СМЦ”, который позволял совместными ресурсами обработать мелкооптовый заказ от крупного клиента. Однако оставался ряд нерешенных вопросов: необходимость в двух договорах, сложность в планировании денежных средств для оплаты двум компаниям и т. д. Также иногда срабатывал человеческий фактор, поскольку в таких ситуациях ответственность делилась между двумя структурами. Теперь ситуация изменится: все покупатели будут работать только с одним юридическим лицом, а усилия сотрудников нашей компании по оказанию качественного обслуживания и сервиса будут сфокусированы в пределах четко обозначенных зон ответственности. Еще одним важным фактором, который повлиял на принятие решения, стало изменение рынка и предпочтений клиентов. К сожалению, в 2014 г. объем крупных заказов существенно сократился, а большая часть крупных клиентов перешла на работу со склада. Причины ясны: это падение спроса и оптимизация оборотных средств. Мы вынуждены реагировать на эти изменения и ожидаем, что в 2015 г. тенденция будет усиливаться.
– Собирается ли «Метинвест» открывать новые сбытовые площадки? Возможно, есть смысл поглощать терпящих бедствие конкурентов, как это было сделано в случае с покупкой металлобаз ЧП “Металл” на Западной Украине?
– Мы считаем, что наша складская сеть на сегодняшний день сформировалась и имеет оптимальную конфигурацию. Но мы постоянно анализируем спрос в различных регионах. В январе мы пустили площадку на складе нашего партнера – завода “Коминмет”. Основной ассортимент составляет трубная продукция. Основное предназначение площадки – быть буферным складом для комплектации партий труб перед отгрузкой на конечных потребителей, наши склады и склады региональных партнеров в регионах. Возможно, чуть позже оценим возможность данной площадки продавать более широкий ассортимент в розницу. В целом, в 2015 г. планировалось открытие ряда розничных площадок, однако окончательное решение будет приниматься только в случае позитивной динамики спроса на металлопрокат.
– По прогнозам той же УПЭ, 2015 г. будет еще хуже для украинской экономики – внутренний стальной рынок просядет еще на 15% до 3,4 млн. т. Как вы считаете, это оптимистический или пессимистический прогноз?
– Мы полагаем, что текущий год будет сложным для украинской металлургической отрасли. По моей оценке, емкость рынка сократится примерно на 20%.
– Какую роль сыграла девальвация гривны для рынка металлоторговли? По идее, импортеры стали должны были оказаться неконкурентоспособными по сравнению с отечественными игроками.
– Есть два аспекта девальвации, которые влияют на рынок металлопроката. Первый – это снижение привлекательности импорта. Девальвация гривны, сложности с покупкой валюты, труднопрогнозируемый курс, а также предполагаемое введение 5%-ной пошлины на импорт металлопроката негативно повлияли на интерес к продукции зарубежных поставщиков. Это хорошо для внутренних производителей. Но есть и второй аспект девальвации – сокращение реального спроса. И он в долгосрочной перспективе более важный и более болезненный для нас. К сожалению, девальвация в комплексе с прочими макроэкономическими проблемами привели к падению рынка, о котором мы говорили ранее. В 2014 г. это почувствовали средние и мелкие строители, госпредприятия и мелкие металлообработчики, ориентированные на внутренний рынок. В 2015 г. есть риск падения спроса на металлопрокат со стороны крупных строительных компаний и розничных потребителей, некоторых прочих сегментов.
– Вы реализуете продукцию только заводов «Метинвеста» или продаете сталь третьих производителей?
– Основная задача компании – реализация продукции предприятий, входящих в структуру “Метинвеста”. Доля предприятий холдинга в общей реализации “Метинвест-СМЦ” составляет более 90%. В то же время для поддержания ассортимента и максимального удовлетворения спроса розничного покупателя, закупается прочий металлопрокат у сторонних производителей.
– В одном из своих интервью вы сказали, что Украина может потреблять ежегодно 10 млн. т стали. Вы все еще придерживаетесь такого мнения? Если да, то где потенциал для такого роста и что нужно сделать, чтобы его раскрыть?
– Емкость рынка порядка 10 млн. т стали означает, что потребление на душу населения должно составлять 232 кг. Для сравнения, в Польше данный показатель составляет 288 кг, а в Турции – 407 кг. Я по-прежнему считаю, что моя оценка остается актуальной, однако, к сожалению, ее нельзя будет достичь в ближайшие годы. Для того чтобы прогноз был реализован, необходимо установление мира, активное развитие экономики с позитивной динамикой ВВП на уровне 5-7% в течение нескольких лет, а также приток иностранных инвестиций и государственная поддержка ключевых отраслей промышленности. Изношенность металлофонда в Украине и острая необходимость его обновления – основной потенциал роста. Для полного обновления металлофонда необходимо 40-50 лет при потреблении на уровне 10-12 млн. т в год. Системное обновление любой из ключевых отраслей украинской экономики автоматически будет стимулировать спрос на металлопрокат. Самый значительный прирост могли бы обеспечить коммунальное хозяйство, обустройство автомобильных путей, строительство социального жилья, а также обновление вагонного парка и железнодорожного полотна. (Андрей Писаревский, Uaprom.info/Металл Украины и мира)