В 2014 г. экспорт горно-металлургической продукции из Украины сократился на 7,6% в натуральном выражении и на 11,3% – в денежном. Страна потеряла доход в полтора с лишним миллиарда долларов США. Вернуть его обратно в карман можно только при двух условиях: восстановлении нормальной работы большинства предприятий ГМК и появлении адекватной замены утраченного российского рынка сбыта. И то, и другое пока весьма призрачно. И вряд ли достижимо в текущем году.
Согласно статистике “Держзовнишинформа”, в прошлом году украинские метпредприятия отправили на экспорт 24,3 млн. т металлопродукции на $12,6 млрд., что на 2 млн. т и на $1,6 млрд. меньше, чем было в 2013 г. При этом снижение зафиксировано почти по всем товарным позициям: листового проката продано меньше на 8%, длинномерного – на 12%, полуфабрикатов – на 16%, чугуна – на 3%. Но на этом фоне заметно активизировался экспорт сырьевых материалов. Железорудного сырья отгружено по внешнеторговым контрактам на 9% больше, чем в предыдущем году, ферросплавов – на 27%, экспорт лома вообще вырос почти в 4 раза.
Приведенные цифры говорят о нескольких существенных вещах. Даже выкручиваясь на узкой полоске между войной и рецессией, рынок ГМК, насколько может, пытается сам себя регулировать, интуитивно нащупывая лучшие из худших возможных вариантов. В данном случае он готов смириться с неказистой ролью сырьевого придатка глобальной металлургии, если за счет этого удастся прокормиться в смутное время. Но даже в некоторых сегментах металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью можно заметить, что падение объемов экспорта тут медленнее, чем падение объемов производства. К примеру, если выплавка проката в целом по стране сократилась на 18%, то его экспорт только на 10%.
В общем, все логично. Если в стране остановлено около 40% сталеплавильных мощностей (по данным “Металлургпрома” на 10 февраля, в работе находились только 18 из 30 доменных печей), то необходимое ранее в отрасли сырье приходится пристраивать где угодно за рубежом, несмотря даже на неблагоприятную ценовую конъюнктуру. Глубокая экономическая рецессия вынуждает отбросить все иллюзии относительно громадных потребительских резервов внутреннего рынка металла. В 2015 г. он отрасли не помощник. И она это уже поняла.
Кроме того, и горнорудные, и ферросплавные предприятия дислоцированы преимущественно вне зоны АТО, и непосредственного влияния на их работу боевые действия не имеют. У меткомбинатов же с географией намного сложнее. Некоторые из них находятся чуть ли не на линии фронта, ряд других неспособны работать в полную силу из-за разрушенной транспортной инфраструктуры и нехватки того же сырья.
Итого в сбыте железорудного сырья доля экспорта в прошлом году приблизилась к 60%. Годом ранее она составляла около 45%. Поставки ЖРС на внутренний рынок уменьшились на 6,4 млн. т, или на 18%. И даже продолжительное падение цен на руду на мировых рынках неспособно удержать ее дома. Наоборот, обвальная девальвация гривны сделала украинское сырье сейчас более конкурентоспособным даже на тех рынках, которое оно вынужденно покинуло раньше. Из-за ниспадающей конъюнктуры в 2014 г. Украина заработала на экспорте ЖРС только $3,3 млрд. против $3,7 млрд. в 2013 г.
Сходные тенденции наблюдались и в сегменте лома. Если в 2013 г. этот товар уходил за границу с большими трудностями и бюрократическими проволочками (в целом экспортировано было порядка 250 тыс. т), то в 2014 г. на внешние рынки уплыло почти 1 млн. т украинского лома, несмотря на то, что объем ломозаготовки в стране получился рекордно низким. По прогнозам аналитиков “Укрпромвнешэкспертизы”, в 2015 г. эта диспропорция только увеличится: сбор лома продолжит падать, небольшая дефицитность на внутреннем рынке сохранится, зато экспорт возрастет до 1,1 млн. т.
Однако чем выше передел в производственном процессе, тем сложнее цепляться отечественным металлургам за внешние рынки. Определенные успехи, конечно, есть. К примеру, доля экспорта в общем объеме выпущенного проката достигла 85%. В 2013 г. было 80%. Но и плохих новостей хватает. Допустим, производство труб в стране сократилось за минувший год на 14%, а их отгрузки на экспорт – почти на 20% в тоннаже и более чем на 30% в долларовом исчислении. Стальной арматуры произведено на 12% меньше, чем в предыдущем году, а экспорт пришлось сократить на 19%. И в первом, и во втором случае ключевая потеря – рынок России. Поэтому приоритетное задание 2015 г. – восполнить его за счет других регионов. Хотя бы отчасти. Москва ведь тоже не сразу строилась.
Если проанализировать географическую структуру экспорта украинской металлопродукции за 2014 г., то ситуация покажется не столь безнадежной. Основные утраты мы понесли в двух мезорегионах – СНГ (минус 28,5%) и в Африке (минус 21%). Но на них суммарно сейчас приходится только 25% отечественного экспорта. На остальных же направлениях ситуация намного привлекательнее. В частности, на ближневосточном зафиксирован рост 5,7%. На европейском пока минус 5,8%, но это дело наживное. Некоторое ослабление политики протекционизма в отношении продукции из Украины может стать одним из способов поддержки молодой украинской демократии. Через эту призму можно рассматривать, допустим, недавнее послабление для сварных труб “Интерпайпа”, с которых сняли антидемпинговые санкции.
Ближний Восток и ЕС – это альфа и омега спроса на украинскую металлопродукцию. В 2014 г. именно здесь реализовано две трети от общего объема экспорта – 8 и 7 млн. т соответственно. От того, как поведут себя эти рынки в нынешнем году, во многом зависит жизненный тонус ГМК Украины. Ему просто необходимо свыкнуться (чем быстрее, тем лучше) с одной простой вещью – российский рынок уже не вернуть никогда. По крайней мере, в прежних объемах. А, значит, стоит сосредоточиться на альтернативных направлениях.
Более-менее удачным примером того, что подобная психология работает, может быть состояние дел с экспортом арматуры. В 2014 г. ее поставки в Россию, по оценкам агентства “Металл-эксперт”, рухнули на 42%, то есть примерно на 0,5 млн. т. Но в то же время они выросли на других направлениях более чем на 30% (свыше 300 тыс. т). Да, полного взаимозамещения не произошло, но динамика навевает оптимизм. Основным драйвером тут выступили страны Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). Но и ЕС стал значительно больше открыт для украинской арматуры. Тут объемы экспорта выросли более чем в два раза. Правда, фактический объем отгрузок пока остается незначительным – 24 тыс. т в 2014 г. Но лед тронулся.
Турция в 2014 г. очень благосклонно отнеслась к поставкам из Украины чугуна и лома, выступив главным покупателем этих продуктов. За Черное море ушло более половины экспортируемого страной металлолома, поставки чугуна выросли более чем на 20%. Хотя, с другой стороны, как раз Турция сейчас готовится нанести болезненный удар по украинским позициям на рынке стального проката. В январе там начато антидемпинговое расследование относительно ввозного горячего проката в рулонах происхождением из 7 стран, в том числе и Украины. Если расследование закончится санкциями, украинскому ГМК придется лечить свежие глубокие раны. В 2014 г. на турецком рынке отечественные производители продали проката в рулонах более чем на ;300 млн. Отстоять эту нишу – одно из важнейших заданий отрасли, чтобы удержаться на плаву. Да и в принципе сохранение актуальных рынков и объемов сбыта за пределами России наряду с медленной экспансией в малоосвоенные до сих пор регионы – это наиболее очевидный рецепт выживания для украинской металлургии. При последовательном применении такой политики компенсировать потерю российских покупателей удастся в течение нескольких лет (при условии, конечно, что конфликт на Донбассе не выльется все-таки в полномасштабную войну). По мнению директора аналитического департамента компании Concorde Capital Александра Паращия, негативное влияние краха экономики Донбасса на экономику всей Украины уже практически исчерпано, что и отразилось на ухудшении макроэкономических показателей страны в 2014 г. Но вместе с тем многие предприятия уже перестроили или перестраивают свои производственные цепочки, чтобы минимизировать влияние войны на работу. Поэтому пусть Украина и не вернется в ближайшее время в Топ-10 мировых производителей стали, но в первой десятке экспортеров металлопродукции имеет шансы удержаться. Согласно оценкам аналитиков, по большинству товарных экспортных позиций украинские металлурги смогли снизить себестоимость в долларовом эквиваленте на 10-20%. В борьбе с конкурентами – это весомый аргумент.
С другой стороны, валюты в казну ГМК принесет еще меньше, чем в 2014 г. По прогнозам ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, суммарно потери могут составить более $2 млрд., в частности, свыше $1 млрд. по прокату и $700 млн. по руде. Иначе говоря, рассчитывать на металлургов, что они поддержат в 2015 г. своей работой гривну, не приходится. (Ярослав Ярош, МинПром/Металл Украины и мира)