В последний год ситуация с возвратом НДС ухудшилась, причем в 2015 г. де-факто резко сократились выплаты некоторым крупным промкомпаниям. Если тенденция сохранится, это может привести к закрытию ряда предприятий в стране.
Возврат НДС экспортерам является важным фактором пополнения их оборотных средств, тем более в условиях экономического кризиса. Однако объем подобных выплат продолжает падать, а сами они – усложняться. По данным Государственной казначейской службы Украины, в марте возмещение НДС в стране по сравнению с февралем сократилось в 1,4 раза до 2,965 млрд. грн. В первый весенний месяц средства возмещались 967 предприятиям, больше всего получили Днепропетровская область (906,396 млн. грн.) и Киев (902,857 млн. грн.). Для следующей за ними по объемам Запорожской области сумма уже в разы меньше – 230,938 млн. грн. Минимальный объем НДС возвращен на Луганщине – 1,563 млн. грн.
А долг по компенсации НДС на начало этого года составил почти 20 млрд. грн. (плюс 4,4 млрд. к 2014 г.) и продолжает быстро расти: по состоянию на апрель некоторые эксперты уже называют цифру в 30-35 млрд. грн. Госбюджет предполагает на 2015 г. возврат около 58 млрд. грн. НДС, но за 1 квартал возмещено только 12 млрд., что на 2,5 млрд. меньше плана.
Не секрет, что сфера НДС-компенсации в нашей стране достаточно коррумпирована, с чем постоянно сталкиваются юрлица, желающие получить свои деньги побыстрее и максимально полно. Сроки и объем возврата средств во многом зависят от личных связей в фискальных органах, иначе возмещения может не произойти. Наши источники сообщают, что “благодарность” налоговикам составляет 25-30% от искомой суммы, хотя еще в прошлом году это было около 15%. Кроме того, одним из обязательных условий является наличие авансовой переплаты налога на прибыль, а это могут себе позволить только крупные компании, тем более в современных условиях.
Экономисты констатируют: именно трудности с возмещением сделали НДС де-факто налогом с продаж, поскольку завышенный объем оборотных ресурсов отвлекается на неопределенное время, вплоть до их изъятия. По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, именно проблемы с возвратом НДС стимулируют бизнес искать различные схемы, позволяющие хотя бы частично уклониться от уплаты этого налога. В 2011-2012 гг. предпринимались усилия по борьбе с коррупцией в подобных вопросах. В частности, за счет автоматического возмещения НДС по упрощенной процедуре, отмечают аналитики. В 2011 г. автоматом было выплачено 15,9 млрд. грн. (37% общей суммы), а в 2013 г. – уже 22,6 млрд. (42,3%), но в 2014 г. показатель упал из-за кризиса в экономике. В марте 2015 г., как сообщает Госказначейство, по упрощенной процедуре возврат получили 320 компаний из общего количества в 967, но всего заявителей было намного больше – 2195, и большинству из них было отказано.
Кроме того, в минувшем году НДС начали компенсировать особыми гособлигациями внутреннего займа, которых уже выдано примерно на 7 млрд. грн. Дефицит оборотных средств заставляет предприятия соглашаться и на такую форму компенсации, отмечает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. И добавляет: при этом государство берет у бизнеса кредит на длительный срок под непостоянный процент. Действительно, конечная дата погашения эмитированных в 2014 г. НДС-облигаций – 2019 г., а процентная ставка равна учетной ставке Нацбанка. В минувшем году последняя составляла 9,5%, затем 12,5% (что намного ниже доходности по корпоративным на отечественном рынке), и лишь в нынешнем году достигла 30% ввиду борьбы НБУ с девальвацией. Тем самым государство занимает у предпринимателей под заниженный процент, который не может покрыть их потери от вымывания соответствующих оборотных средств, тем более с поправкой на девальвацию. Неудивительно, что против НДС-облигаций уже выступил и МВФ, который в марте посоветовал Кабмину прекратить их выпуск как минимум до 2020 г.
В целом, продолжают специалисты, реальная система возврата НДС в стране сегодня обрела три уровня. Первый – автоматическое возмещение в максимальном объеме и живыми деньгами: как юрлицам-представителям околовластных промгрупп, так и тем, кто просто платит откат. Второй – выплата через ОВГЗ. И третий – посильная задержка компенсации НДС тем, кто не входит в первые две группы, а средства при этом используются для пополнения госбюджета. Заслуженный экономист Украины Татьяна Зацерковная подтверждает, что невозврат НДС особенно усилился зимой, когда обострился дефицит госбюджета, появились предпосылки обвала гривны (что потом и произошло), а перспективы кредита МВФ были еще не ясны.
“И вот этот государственный дефицит покрывается невозмещением. Деньги сохраняются в госбюджете как доходная часть для оплаты по самым проблемным и срочным статьям – социалка, а теперь еще и армия. Фактически это заимствование в бюджет, причем беспроцентное для заемщика. Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2015 предусматривают расширение автоматической компенсации НДС живыми деньгами на текущие счета, но для этого нужно соответствовать целому ряду критериев, которые сможет выполнить от силы пара сотен компаний”, – сетует эксперт. К таким критериям относятся инвестиции в необоротные активы в размере не менее 3 млн. грн. за предшествующие 12 календарных месяцев, отсутствие фискального долга и др.
В Федерации работодателей Украины МинПрому подтверждают: в 2015 г. НДС порой не возвращается (тем более автоматом), даже если предприятие отвечает всем новым требованиям. Больше того, юрлица, уже внесенные в списки на возмещение, исключаются из него после “определенных звонков из Киева”. Причиной отказа может быть любая формальность, вплоть до знаков препинания в корпоративной документации.
В ГМК подобная участь постигла Мариупольский МК им. Ильича, “Азовсталь” и ряд других предприятий. “Металлургия очень чувствительна к нехватке оборотных средств, которая может привести к утрате этой отрасли экономики, а восстановить производственные мощности после остановки для большинства ключевых компаний технически невозможно. В результате получим потерю десятков миллиардов ггривен. бюджетных поступлений, упадок смежных отраслей, потерю десятков тыс. рабочих мест”, – акцентирует гендиректор ММК им. Ильича Юрий Зинченко. Действительно, с учетом закрытия рынков долгового капитала и ослабления сбыта возврат НДС становится для металлургов все более важным источником финансирования.
Впрочем, отдельные предприятия ГМК продолжают вполне успешно получать НДС-компенсации. Например, это меткомбинат “АрселорМиттал Кривой Рог”, уже не первый год входящий в число лидеров по объемам возврата. В 2014 г. на первом месте был ММК им. Ильича (2,8 млрд. грн.), на втором – ИСД (2,7 млрд.), на третьем – АМКР (2,3 млрд. грн.). Однако к концу 2014 г. возмещения стали урезать, и в марте АМКР третий месяц подряд оказался безусловным лидером по получению, причем суммы даже выросли, тогда как выплаты другим юрлицам резко сократились. По информации Госказначейства, в марте криворожская меткомпания получила 500 млн. грн. компенсации. А. Охрименко полагает: “Отстранение ряда предприятий от возврата НДС вызвано тем, что они входят в опальные промхолдинги. Налицо очередной этап “охоты на ведьм”, когда в среде бизнеса выделяются враги и им создаются проблемы. Но эти проблемы затем сказываются и на отрасли, и на всей стране”.
К сожалению, на текущий год аналитики ожидают ухудшения ситуации ввиду стремления ГФС усилить сбор налоговых платежей для покрытия госбюджетных дыр. В 1 квартале относительно января-марта 2014 г. доходы сводного бюджета выросли на 35,2% до 126,4 млрд. грн., в том числе сбор НДС с украинских товаров – на 32,1%, сборы целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности – на 38,9%, сборы по изымаемой в госбюджет части чистой прибыли – на 69,4% и т. д. Задолженность по возмещению НДС тоже будет расти, предполагает А. Охрименко, тем более что это позволяет не только поддерживать госбюджет, но и манипулировать юрлицами-претендентами и их владельцами (не говоря уже о коррупционных доходах причастных госструктур).
“Больше того, с 1 июля в стране вводятся специальные НДС-счета, которые усложнят и без того громоздкий механизм администрирования этого налога. Таким образом, со сменой центральной власти фискальное давление на бизнес только ужесточается, а ведь упрощение налоговой системы и хотя бы небольшое сокращение ставок довольно быстро привело бы к оживлению деловой активности, а, значит – к стабилизации экономики и росту все той же доходности бюджета. Система вполне может быть простой и прозрачной, для этого необходимо свести к минимуму человеческий фактор, оставив лишь единичные проверки сомнительных заявителей на компенсацию”, – убежден специалист.
Для ГМК усиление фискального пресса будет означать дальнейшие осложнения в условиях странового экономического кризиса и слабости рынков сбыта. В такой ситуации возможна приостановка работы и даже закрытие отдельных предприятий, предостерегают эксперты, что, в свою очередь, усилит общие негативы в экономике. (Максим Полевой, МинПром/Металл Украины и мира)