Признав для себя бесперспективность российского трубного рынка, группа “Интерпайп” Виктора Пинчука с некоторым запозданием, но большим рвением бросилась на завоевание Америки. За океаном ей постоянно приходится продираться сквозь частокол антидемпинговых мер. В прошлом году – в Бразилии и США. В апреле текущего – еще и в Канаде. Набивая шишки, “Интерпайп” все же продвигается вперед на этом пути.
В начале апреля после 9-месячного расследования Международный торговый трибунал Канады установил сроком на 5 лет ввозную пошлину в 34,7% на трубы нефтяного сортамента (OCTG) происхождением из Украины. Подобной санкции подверглись одновременно и трубники из Тайваня, Филиппин, Индии, Индонезии, Южной Кореи, Таиланда, Турции и Вьетнама. Для преимущественного большинства из них, в том числе и для “Интерпайпа”, такая пошлина делает нерентабельной поставку продукции на канадский рынок.
На первый взгляд, бизнес Виктора Пинчука понес незначительные потери вследствие этого решения. Ведь доля “Интерпайпа” в структуре импорта нефтегазовых труб в Канаду не достигает и 1% – это меньше, чем у любого из перечисленных выше участников антидемпингового расследования. К тому же в поле зрения канадского торгового трибунала попал временной период 2011-2013 гг. В эти годы поставки OCTG из Украины в Канаду не превышали даже 10 тыс. т в год. В соседних США такие объемы “Интерпайп” способен сегодня продать за один месяц. Но, возможно, как раз это и пугает его конкурентов.
Они почувствовали, что украинская продукция имеет высокий потенциал для роста и на канадском рынке. В разрезе “цена-качество” она выгодно отличается от азиатской продукции, особенно теперь, когда из-за девальвации гривны у “Интерпайпа” появилось больше возможностей для снижения экспортных цен. Таким образом, апрельские санкции в Канаде стали в большей степени превентивным ударом по украинским трубникам. Зато опосредованно сыграли на руку российскому бизнесу.
Канада как пятая в мире по объемам добычи нефти страна – лакомый кусок для любой трубной компании. Годовой объем потребления OCTG в Канаде превышает 3 млн. т. И местные производители не желают делиться с чужестранцами даже крохами. Правда, в касту местных удалось втиснуться и российской группе “Евраз”, чьи подразделения в Канаде, а ранее и в США, как раз и выступили застрельщиками антидемпинговых разбирательств. Хотя ни в одной из североамериканских стран российские “дочки” не играют большой роли в трубообеспечении местных рынков. Но им удалось заручиться поддержкой более крупных игроков, чтобы вытолкнуть на обочину еще более мелких.
Канадское антидемпинговое расследование было начато в июле 2014 г. по инициативе компаний Evraz North America и Tenaris. Это несколько странный союз, напоминающий союз Давида и Голиафа. В состав Evraz North America входят 6 предприятий в Канаде и США, выпускающих трубы. Но их суммарный объем производства в 2014 г. составил всего лишь 285 тыс. т. У Tenaris же объемы в 10 с лишним раз больше, а сортамент разнообразнее. Но Роман Абрамович, владелец группы “Евраз”, оказался достаточно убедительным, чтобы действовать сообща с Tenaris сначала в Вашингтоне, а позже и в Оттаве.
Правда, американские антидемпинговые пошлины вряд ли сполна оправдали ожидания жалобщиков. Их размер для нефтепромысловых труб из Украины составил 7,47% от таможенной стоимости, для нарезных – 6,43%. Такие ограничения не были критическими для “Интерпайпа”, но украинская компания все равно прибегла к способу, которым ранее часто и небезуспешно пользовалась в России – к сепаратным переговорам. “Интерпайп” предложил правительству США добровольные ценовые самоограничения на свою продукцию. И в Америке это тоже сработало. Не исключено, что подобный прием Виктор Пинчук попробует применить теперь и в Канаде. Но полной кальки уже не получится.
С Минторговли США “Интерпайпу” удалось подписать договор о приостановке взимания пошлин фактически еще до их объявления. Эта договоренность действует до июля 2017 г., и в этот период Украина не будет вносить антидемпинговый депозит и выплачивать пошлины. Зато минимальную цену продажи труб “Интерпайпа” на американском рынке теперь определяет Министерство торговли США. “Мы взяли на себя обязательство по ограничению по нижней цене, а нам установили нулевую пошлину. Поэтому есть возможность конкурировать ценой с теми же мировыми лидерами Tenaris и Vallourec”, – отметил начальник управления корпоративных отношений группы “Интерпайп” Дмитрий Кисилевский.
Судя по тому, что за первый квартал отгрузка труб из Украины в Штаты выросла примерно в 5 раз относительно объемов за аналогичный период прошлого года, Виктора Пинчука такая схема вполне устраивает. Сегодня из Украины в США уходит в среднем 9 тыс. т труб. В бесшовном сегменте это примерно четверть всего экспорта. В списке клиентов “Интерпайпа” США уже уверенно занимают первое место, оттеснив на нижние ступеньки не только Россию, но и другие страны СНГ.
По мнению Дмитрия Кисилевского, нынешнее падение цен на нефть может в определенной степени сыграть на руку украинским производителям. “Мы ожидаем, что большие нефтяные компании будут более пристально относиться к стоимости труб на фоне удешевления энергоносителей”, – считает представитель “Интерпайпа”, чья продукция как раз и находится в более приемлемой для покупателя ценовой нише.
Аналитики агентства Fitch обратили внимание, что в 2014 г. Виктор Пинчук потерял крупный контракт “Роснефти” и испытывал проблемы с неплатежами со стороны клиентов из прикаспийских республик. Это стало дополнительным стимулом для него, чтобы искать больше счастья за океаном. Причем не только в каменных джунглях США и Канады, но и на просторах латиноамериканских стран. Поход на рынок крупнейшей из них – Бразилии – окончился традиционно. Против заводов “Интерпайпа” возбудили антидемпинговое расследование. Но если оно и стало для Пинчука трагедией, то оптимистической. Размер предварительных пошлин, введенных в прошлом году, позволяет компании остаться на бразильском рынке, пускай и ценой уменьшения доходности.
Продукцию Нижнежнепровского трубопрокатного завода и завода “Нико Тьюб” бразильцы обложили предварительной пошлиной в $145,78/т (это около 10% от их стоимости), тогда как для других компаний, попавших под расследование, пошлина составила целых $637,74/т. К концу 2014 г. данная пошлина из предварительной превратилась в постоянную (на 5 лет) и увеличилась еще приблизительно на $10. Но поскольку одновременно от местного рынка были отторгнуты конкуренты “Интерпайпа”, то антидемпинговое расследование в определенной степени даже пошло на пользу Виктору Пинчуку. К тому же в прошлом году его трубные заводы успешно прошли тендерную квалификацию крупнейшей бразильской нефтяной компании Petrobras. А на должность директора по продажам в Северной и Южной Америке был привлечен местный кадр – Хорхе Мануэль Баррозо, до этого 15 лет проработавший в ритейле Tenaris.
Также в прошедшем году были осуществлены первые поставки украинских труб в Эквадор и Боливию для нужд местных нефтедобывающих компаний – Petroamazonas и YPFB Chaco. Все это дает основания руководству “Интерпайпа” рассчитывать на будущее увеличение нынешних скромных продаж в регионе. Хотя и по объемам потребления, и даже по ментальности потребителя Южная Америка на порядок уступает Северной.
“Если Северная Америка и Европа – это правовой рынок, и контракт для людей является некоторым обязательством, то Южная Америка близка, может быть, к нам по особенностям местного бизнес-климата”, – отмечает начальник управления корпоративных отношений группы “Интерпайп” Дмитрий Кисилевский, очевидно, намекая, что надежность работы с южноамериканскими покупателями не слишком высока. Но на безрыбье – и пиранья рыба. Даже десяток тысяч тонн труб, реализованных в данном регионе, – это шаг к сбытовой диверсификации. Тем более что сейчас украинским производителям легче договориться с любым Эквадором, чем с Москвой. (Ярослав Ярош, МинПром/Металл Украины и мира)