Снижение спроса на прокат на внутренних рынках Китая, России и Украины заставляет металлургов из этих стран уделять больше внимания экспорту. Однако расширение поставок стальной продукции из Китая и СНГ вызывает все большее беспокойство у сталелитейных компаний из стран-импортеров, которые в последнее время все больше жалуются на “нечестную” конкуренцию и требуют принятия защитных мер. При этом, помимо традиционных антидемпинговых и компенсационных пошлин, предлагаются (хотя еще, как правило, не применяются) качественно новые приемы.
“Наша отрасль особенно нуждается в справедливой торговле. Не свободной, а именно справедливой”, – заявил на онлайновой конференции в конце апреля генеральный директор американской компании AK Steel Джеймс Уэйнскотт. Откровенно, хотя и не ново. Западные корпорации традиционно выступали за отсутствие каких-либо ограничений в международной торговле только в тех случаях, когда это приносило им прямую выгоду. Если же их собственная продукция по какой-либо причине становилась неконкурентоспособной по сравнению с импортом, особенно, из стран “третьего мира”, они немедленно становились сторонниками самого жесткого протекционизма, громогласно требовали защиты от национальных правительств и часто получали ее.
Сейчас “стальное лобби” в США старается изменить правила, по которым рассматриваются антидемпинговые иски. В настоящее время Комиссия по международной торговле (ITC) определяет, наносит ли импорт ущерб национальным производителям, причем, в качестве основного критерия используется уровень прибыли, снизившийся из-за иностранной конкуренции, тогда как Министерство торговли выявляет факты демпинга или получения незаконных субсидий. Американские металлурги призывают значительно расширить перечень “тревожных признаков”, что должно существенно облегчить подачу новых антидемпинговых исков.
Итак, какой видится “справедливая” торговля стальной продукцией Джеймсу Уэнскотту и его единомышленникам, которых сейчас достаточно много не только в США, но и в других странах мира? С какими претензиями, возможно, придется столкнуться уже в скором будущем российским и китайским экспортерам?
Прежде всего, центр тяжести в протекционистских процессах на мировом рынке стали может переместиться с антидемпинговых на компенсационные пошлины. При этом, в роли “незаконной” государственной поддержки могут выступать, например, кредиты по “нерыночным” ставкам, в чем в последнее время часто обвиняют китайских металлургов, различные региональные программы стимулирования бизнеса (хотя крупные проекты в США всегда реализуются при активной поддержке местных властей, предоставляющих им весьма существенные льготы) и даже “заниженные” по сравнению с мировым уровнем тарифы на электроэнергию, газ, цены на сырье (металлолом, железную руду). Индонезийские металлурги просят правительство страны ввести пошлины на прокат под тем предлогом, что в самой Индонезии дорогая энергия, из-за чего себестоимость выплавки стали выше, чем в Китае или России.
Американские производители проката в последнее время уделяют немалое внимание так называемому “валютному демпингу”, т. е. искусственному, по их мнению, понижению курсов валют других стран с целью повышения конкурентоспособности их продукции на внешних рынках. Возможно, эти претензии являются одной из причин того, что курс китайского юаня колеблется в очень узком интервале по отношению к доллару фактически с начала 2013 г. Хотя прошлогодний подъем доллара по сравнению к большинству других валют, безусловно, понизил международную конкурентоспособность не только американских, но и китайских товаров.
Польская металлургическая ассоциация, жалуясь на засилье импорта на национальном рынке стали, вновь подняла вопрос о повышенных затратах европейских компаний на соблюдение жестких экологических стандартов в ЕС и, особенно, на необходимость выполнения требований о сокращении выбросов углекислого газа. Некоторые европейские металлургические компании и региональная ассоциация Eurofer еще в 2013 г. предлагали обложить стальную продукцию из-за рубежа так называемыми климатическими тарифами, которые должны выравнять затраты региональных производителей и их конкурентов в Китае, СНГ или на Ближнем Востоке. Тогда это предложение не получило широкой поддержки, но если стагнация на европейском рынке стали будет продолжаться, оно, очевидно, будет выдвигаться вновь и вновь.
Однако самым большим фактором риска по-прежнему остается резкое увеличение поставок определенных видов стальной продукции в ту или иную страну. Пожалуй, именно по этой причине в США в конце прошлого года были введены в действие антидемпинговые пошлины на российский горячий прокат, импорт которого в первом полугодии 2014 г. возрос в пять раз по сравнению с показателями годичной давности, хотя до этого более 15 лет действовало соглашение о добровольном ограничении объемов поставок. Сейчас компании ArcelorMittal USA, Nucor и SSAB выдвигают претензии в отношении российской толстолистовой стали в листах, продажи которой в США в 2014 г. увеличились более чем в 20 раз по сравнению с предыдущим годом, хоть и от низкой базы.
Прошлогоднее расширение китайского экспорта стали почти на 50% по сравнению с 2013 г. спровоцировало ряд антидемпинговых процессов против китайской стальной продукции. Только в последнюю неделю апреля 2015 г. стартовали два из них. В Малайзии началось расследование по импорту китайской (и вьетнамской) оцинкованной стали, а в ЕС – китайской арматуры (преимущественно, в Великобританию). Как ожидается, американские компании в ближайшее время могут подать иски против холоднокатаных рулонов и оцинкованной стали китайского производства. Все это усиливает давление на относительно открытые для зарубежных поставщиков рынки наподобие Кореи, стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Евросоюза, что приводит к росту протекционистских настроений и там.
В целом можно ожидать, что в ближайшие месяцы на мировом рынке стали появится еще больше внешнеторговых ограничений, хотя говорить о тотальном наступлении протекционизма, пожалуй, все-таки не приходится. Дело в том, что в большинстве стран правительства прислушиваются не только к доводам национальных металлургических компаний, но и к потребителям стальной продукции, которые часто заинтересованы в сохранении импорта.
Украинская группа “Метинвест”, являющаяся одним из крупнейших поставщиков листового проката в Турцию, не испытывает особого беспокойства по поводу ведущегося в этой стране антидемпингового расследования по импорту горячекатаных рулонов. По словам представителей “Метинвеста”, компания сотрудничает с турецкими властями, пользуется широкой поддержкой со стороны местных покупателей ее продукции, в частности, трубников и считает, что благодаря этому отделается минимальными потерями. Основной же мишенью расследования украинские аналитики считают Китай, который в первом квартале поставил в Турцию более 160 тыс. т горячекатаных рулонов против 10 тыс. т в тот же период годом ранее.
Канадский Трибунал по международной торговле (CITT) в конце апреля также сообщил, что не исключает возможности пересмотра антидемпинговых и компенсационных пошлин на арматуру из Кореи, Турции и Китая в сторону понижения, поскольку их ввод в действие мог уменьшить доступность данной продукции для национальных потребителей и тем самым нанести им ущерб. На основании этого прецедента вообще может быть пересмотрена вся процедура проведения антидемпинговых расследований в Канаде с перенесением акцента с оценки нанесенного импортом ущерба для определенной “пострадавшей” отрасли на выявление значения данного импорта для местного бизнеса в целом.
Таким образом, чтобы не попасть под антидемпинг, металлургам нужно, во-первых, стараться избегать резкого увеличения объемов поставок на отдельных направлениях и, во-вторых, укреплять взаимовыгодные отношения с иностранными конечными потребителями. Правда, в условиях нынешней волатильности на мировом рынке стали выполнить эти рекомендации не всегда возможно. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)