Агрессивная риторика премьер-министра Арсения Яценюка в адрес Кремля не помешала ему одобрить поставки ильменита с Вольногорского горно-металлургического комбината для российской титановой корпорации “ВСМПО-Ависма”. Поставки возобновились с июня.
Соответствующий контракт был подписан Объединенной горно-химической компанией (ОГХК), которой управляет Кабмин, и “ВСМПО-Ависма” 19 мая. Благодаря новым договоренностям правительству удалось восстановить торговые отношения с самым крупным потребителем ильменита с Вольногорского ГМК.
Объемы контракта и его стоимость стороны не разглашают. Гендиректор и совладелец “Ависмы” Михаил Воеводин, по сообщению российских СМИ, заявил, что ильменита с Вольногорского ГМК хватит для выполнения производственной программы на весь 2015 г. Он также отрекся от политической подоплеки сотрудничества. “ВСМПО неважно, кто контролирует комбинаты: компания договаривается о поставках с легитимным управленцем ГОКов”, – отметил Воеводин.
В ОГХК комментировать возобновление сотрудничества с крупнейшим российским партнером отказались. Ранее директор ОГХК Руслан Журило в комментарии Forbes признавался, что госкомпания испытывает трудности со сбытом производимой продукции после возврата Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК в госсобственность в октябре прошлого года, когда закончился срок аренды комбинатов владельцем Group DF Дмитрием Фирташем.
Журило констатировал, что поиск новых клиентов затруднен кризисом на рынке титана: его потребление падает, спрос на сырье – тоже. “Сейчас актуален вопрос не столько загрузки комбинатов, с чем нам проще справляться, сохранив весь трудовой коллектив комбинатов, сколько реализации выпускаемой ими продукции”, – говорил топ-менеджер ОГХК месяц назад. Он также уточнял, что при сегодняшнем профиците продукта на рынке и высокой себестоимости Вольногорский ГМК оказался под “сильным ценовым давлением со стороны покупателей”.
Согласно данным участников отечественного рынка, опрошенных Forbes, стоимость ильменита за последние два года на одном из наиболее перспективных рынков – китайском, снизилась почти втрое (с $350 в 2013 г. до $110 в 2015 г.). Китай до сих пор является маркером мировых цен на ильменит. Наращивание этой страной выпуска собственной продукции вынудило украинских поставщиков сократить поставки на ее территорию.
Нынешние договоренности с “ВСМПО-Ависма”, по сути, свидетельствуют о завершении противостояния, которое началось в прошлом году, когда олигарх Игорь Коломойский занял пост губернатора Днепропетровской области. В марте прошлого года Днепропетровская ОГА через хозсуд Днепропетровской области заблокировала “Ависме” строительство Демуринского ГОКа. По планам ВСМПО, благодаря разработке этого ГОКа предприятие должно было к 2016 г. получить 50 тыс. т собственного ильменита с последующим выходом на объем 60 тыс. т в год. Это практически половина от ежегодной потребности компании в сырье. Но из-за вмешательства Коломойского “Ависме” пришлось фактически заморозить проект стоимостью $45 млн.
В октябре 2014 г. при участии бойцов батальона “Айдар” правительство Арсения Яценюка смогло вернуть в госсобственность Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, срок аренды которых “Крымским титаном” Дмитрия Фирташа истек 5 сентября 2014 г. Но до этого “Крымский титан” успел отгрузить “Ависме” такие объемы ильменитового сырья, которых ей хватило бы до сентября текущего года. По крайней мере, так отмечали в самой российской компании. И это позволило ей не спешить налаживать сотрудничество с новым управляющим титановыми сырьевыми активами – Объединенной горно-химической компанией.
Сам Игорь Коломойский в разгар противостояния с “Ависмой” и Дмитрием Фирташем делал заявления о том, что его титановый бизнес не интересует. А близкий к Коломойскому нардеп Борис Филатов, возглавляющий спецкомиссию Верховной рады по приватизации, в апреле текущего года заявил, что над ОГХК установил контроль нардеп Николай Мартыненко, замглавы пропремьерской парламентской фракции “Народный фронт”. Якобы через Мартыненко бывший арендатор – “Крымский титан” – продолжает влиять на работу Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК.
Отношения ОГХК и Group DF действительно потеплели с конца 2014 г. Госкомпания была допущена на тендеры по закупке сырья на текущий год для “Сумыхимпрома” и Запорожского титано-магниевого комбината, которые прямо или косвенно контролирует Фирташ. Также ОГХК не прекращала поставки ильменита упомянутым предприятиям в прошлом году.
Возобновление поставок ильменита с Вольногорского ГМК для “ВСМПО-Ависма” – первое примирение украинского и российского бизнеса с начала военного конфликта на востоке Украины. Оно является знаковым еще и потому, что за обеими компаниями стоят интересы первых лиц двух государств: за ВСМПО – бизнесмен Михаил Воеводин из окружения президента РФ Владимира Путина, а за ОГХК – соратник Арсения Яценюка Николай Мартыненко.
Это будет взаимовыгодное сотрудничество. Вольногорский ГМК получает гарантированный сбыт более половины добываемого ильменита: ежегодные объемы производства титанового сырья на предприятии составляют 200 тыс. т, а “ВСМПО-Ависма” нуждается не менее чем в 130-150 тыс. т. Благодаря контракту с украинским поставщиком российская компания имеет возможность сэкономить на транспортных затратах. Ведь иначе ей пришлось бы закупать сырье на рынках дальнего зарубежья.
Таким образом, здравый смысл и коммерческая выгода в титановом бизнесе победили политические разногласия России и Украины.
Но примирение ВСМПО и ОГХК может иметь также и политическое объяснение. Даже после введения международных санкций в отношении России из-за аннексии Крыма и причастности к вооруженному конфликту на Донбассе “Ависма” осталась поставщиком титановой продукции для американской компании Boeing – лидера мирового рынка самолетостроения. Оставить “Ависму” без украинского сырья – значит сорвать ее контракты с Boeing. А как заявлял на суде в Вене Дмитрий Фирташ, премьер Арсений Яценюк дружен с американскими властями. Поэтому вполне вероятно, что потепление отношений между украинской ОХГК и российской “Ависмой” продиктовано политической лояльностью главы Кабмина, в подчинении которого находится ОГХК. (Forbes.ua/Металл Украины и мира)