“Мировая экономика близка к крайней точке спада, но еще не дошла до нее”, – заявил на конференции “Рынки плоского проката и труб” Евгений Виноградов, начальник отдела анализа “Металл Эксперт”. По его мнению, она сейчас находится в фазе торможения.
По данным за первый квартал, лишь немногие развитые и новые рыночные страны показали рост реального сектора экономики по сравнению с прошлым голом. У остальных, включая США, Китай, Германию и Россию, происходит либо спад, либо, в лучшем случае, замедление рецессии. Эта тенденция оказывает негативное влияние на мировой рынок стали, так как металлургическая промышленность показывает худшие результаты, чем глобальная экономика в целом.
В последние несколько лет мировой рынок стали поддерживался, в основном, Китаем, а глобальная экономика в целом – Соединенными Штатами. Но в настоящее время эти факторы перестали действовать.
В Китае расширение внутреннего потребления проката после кризиса 2008 г. обеспечивалось только за счет реализации широкомасштабных программ стимулирования экономики, каковых с 2009 г. по 2013 г. было три. Но по ряду причин китайское правительство было вынуждено отказаться от продолжения данной политики. В результате темпы роста промышленного производства и инвестиций в основной капитал тормозятся с начала 2012 г., а в строительной отрасли страны продолжается спад. Из-за этого спрос на сталь в стране снижается.
Американская экономика перешла в фазу торможения во второй половине прошлого года. Одним из основных факторов стало резкое сужение инвестиций в нефтегазодобывающую отрасль вследствие падения цен на нефть и завершения проектов строительства новых нефте- и газопроводов. В первом квартале совокупная прибыль американских корпораций упала на $125 млрд., что представляет собой максимальный показатель с 2008 г. Товарное производство в стране сократилось на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а объем строительных работ – на 9,9%.
В прошлом году импорт стальной продукции в США стремительно рос, оказывая поддержку мировому рынку. Теперь он, очевидно, будет сокращаться. Более того, как считает Евгений Виноградов, если руководство Федеральной резервной системы не найдет новых методов стимулирования экономики, в стране начнется рецессия, которая достигнет пика осенью 2016 г.
В прошлом году увеличение китайского экспорта стали на 31 млн. т по сравнению с 2013 г. оказало достаточно ограниченное воздействие на мировой рынок вследствие расширения объемов потребления в Корее, США, Турции, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Но сейчас вследствие замедления темпов экономического роста в мире рост оборотов в международной торговле стальной продукцией затормозился. Возник избыток предложения, приведший к падению цен до уровня середины 2009 г. и резкому усилению протекционизма в США, Евросоюзе и ряде других стран.
Безусловно, все эти проблемы отражаются и на состоянии российской металлургии, которая и так столкнулась с падением внутреннего спроса вследствие экономического спада. Снижение цен на нефть привело к сокращению государственных доходов и государственных капиталовложений. Прекращение зарубежного финансирования и резкое повышение процентных ставок парализовали инвестиционную активность отечественного бизнеса. Падение реальных доходов населения спровоцировало депрессию на потребительском рынке и обвал в секторах ипотечного и потребительского кредитования. В стране заметно уменьшилась занятость.
Тем не менее, во второй половине года российская экономика еще может развиваться по оптимистичному сценарию, предполагающему относительную курсовую стабильность рубля, достаточно быстрое прохождение через крайнюю точку спада и ослабление инвестиционного кризиса. По мнению Евгения Виноградова, это произойдет в том случае, если мировые цены на нефть в ближайший месяц смогут выйти на $70/баррель и закрепиться на ней. По его оценкам, России необходима цена нефти порядка 3400 руб./баррель. Вероятность такого подъема есть, однако мировой рынок нефти именно сейчас проходит точку бифуркации. В июне и начале июля определится, возобновят ли нефтяные котировки свой рост или свалятся обратно в интервал $50-60/баррель.
Так или иначе, потребление листового проката в России в 2015 г. однозначно сократится по сравнению с прошлым годом. Рост примерно на 10% ожидается только в сегменте толстолистовой стали, которая используется для производства труб большого диаметра. Спрос на остальные виды покрытого и непокрытого проката уменьшится на 5-9%. В наиболее сложном положении окажутся поставщики холоднокатаных рулонов.
Цены на горячекатаные рулоны в России, по мнению Евгения Виноградова, в ближайшие месяцы будут тяготеть к среднему уровню 2013-2014 гг. – около $550/т, EXW при поставках в ЦФО с НДС. В рублях ожидается относительная стабильность до осени, но спад в четвертом квартале и выход на минимальный уровень за 2015 г. в декабре. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)