Реформаторские инициативы Минэконоразвития и торговли могут вылезти боком одной из крупнейших отраслей украинской экономики. Урезание штата МЭРТа привело к тому, что в ведомстве не осталось людей, отвечающих за реальный сектор.
Не прошло и года, как Министерство экономического развития и торговли Украины завершило разработку Методики по определению фактической цены на железную руду. Этот документ был необходим еще весной 2014 г., когда повышалась рентная плата за пользование недрами, но с тех пор ставки несколько раз поднимались, а методика лежала “под сукном”.
Как выяснил UAprom, участники рынка узнали о доработке этого документа лишь постфактум. “В МЭРТ ничего никому не объясняли. Просто подготовили проект соответствующего постановления Кабмина и разослали его на согласование в заинтересованные органы власти. Публичное и экспертное обсуждение проекта не проводилось”, – сообщил глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.
В ГП “Укрпромвнешэкспертиза” также не видели финальную версию Методики до ее утверждения. “Еще в прошлом году нас приглашали на обсуждения, мы участвовали. Но в 2015 г. уже не привлекали к разработке документа”, – прокомментировал UAprom Дмитрий Желтяков, аналитик УПЭ по железной руде.
В распоряжении UAprom также оказались письма ассоциации “Укррудпром” и трех ГОКов – Ингулецкого, Северного и Центрального, которые просили министра экономики Айвараса Абромавичуса каким-либо образом присоединиться к дискуссии на эту тему, но такой возможности, судя по всему, им не предоставили.
Но непубличность подготовки методики – это еще полбеды. Большие вопросы вызывает у экспертов фактическое наполнение этого документа. Например, в “Укррудпроме” раскритиковали предложенный проектом понижающий коэффициент 0,8, которым снижается фактическая цена на среднюю величину фрахтовых издержек от портов Черного моря до портов Китая. По мнению специалистов ассоциации, он не отражает реальный уровень ставок фрахта.
Но самое главное заключается в том, какую именно мировую цену в МЭРТ решили взять для формирования фактической цены в Украине. Казалось бы, нет ничего проще – на глобальных рынках бенчмарком считается руда с 62%-ным содержанием железа с доставкой в китайский морпорт Qingdao, индекс которой отслеживают в открытом доступе MetalBulletin, TheSteelIndex и Platts. Но подопечные Абромавичуса решили “изобрести велосипед”, прописав в методике следующее: “бразильская железорудная мелочь с 66%-ным содержанием железа с доставкой в морпорты Китая”.
“Странный выбор, непонятно, где теперь смотреть на этот бенчмарк. ГОКи не нашли пока что, по моей информации. Придется верить на слово “Укрпромвнешэкспертизе” и “Держзовнишинформу”, – говорит С. Беленький. По словам Д. Желтякова, УПЭ отслеживает котировки по данной бразильской руде на китайских сайтах. “У нас есть доступ к запаролированным порталам в КНР”, – сообщил он.
Кроме того, эксперт объясняет выбор МЭРТ бразильской мелочи тем, что это сырье по качественным характеристикам сопоставимо с тем, которое экспортируют украинские ГОКи. Но есть существенное различие: бразильские компании не тратят дополнительных средств на обогащение – добыли открытым способом руду с содержанием железа до 70%, погрузили на балкер и отправили в Китай, тогда как отечественные рудари несут дополнительные издержки(применяют по несколько дополнительных затратных технологий обогащения) на то, чтобы поднять процент содержания железа с 25-30% в добытой руде до конкурентноспособного уровня в 63-68%. И при этом качество украинского сырья все равно уступает бразильскому, поскольку металлургическая ценность железных руд не ограничивается исключительно процентным содержанием железа. Большое значение имеют содержание полезных (Mn, Ni, Cr, V, Ti), вредных (S, P, As, Zn, Pb, Cu, K, Na) и шлакообразующих (Si, Ca, Mg, Al) примесей. Полезные примеси являются естественными легирующими элементами стали, улучшающими ее свойства. Вредные примеси или ухудшают свойства металла (сера и медь придают металлу красноломкость, фосфор хладоломкость, мышьяк и медь понижают свариваемость), или усложняют процесс выплавки чугуна (цинк разрушает огнеупорную кладку печи, свинец – лещадь, калий и натрий вызывают образование настылей в газоходах). К сожалению, содержание вредных примесей в отечественном железорудном сырье выше, чем у бразильцев.
Более того, как отметил Д. Желтяков, 66%-ная бразильская мелочь всегда дороже (на $8-9/т) 62%-ной австралийской руды. А этот фактор, в свою очередь, влияет на расчет рентных платежей украинских ГОКов, которые после серии подорожаний составляет 8% от. фактической стоимости железорудного концентрата. “По разным оценкам, расходы рударей вырастут в 1,5-2 раза в случае принятия Методики в этой редакции”, – констатирует С. Беленький.
Минэкономики на запрос UAprom в течение двух недель не смогло ответить, тем самым нарушив закон о доступе к публичной информации. Но, как удалось выяснить от информированных источников, неразбериха с методикой связана с реформами внутри самого МЭРТа, а именно с сокращением штата ведомства на 30% еще весной. Тогда было принято решение о расформировании департамента, занимавшегося разработкой этого документа. По всей видимости, уже уволенные сотрудники “закрывали дела” и без согласования с участниками рынка и экспертами отправили припавший пылью проект методики “наверх”. Сейчас же в министерстве вообще нет людей, ответственных за этот вопрос, и вряд ли предвидится, поскольку к осени штат МЭРТа сократится еще на 20%. Таким образом, реформаторские инициативы министра Айвараса Абромавичуса грозят вылезти боком одной из крупнейших отраслей украинской экономики – горнорудной. (Андрей Писаревский, (Uaprom.info/Металл Украины и мира)