Отечественные сталевары теряют позиции не только в Украине, но и на мировых рынках. Государство же не только не оказывает поддержку, но и регулярно “вставляет палки в колеса” бюджетообразующей отрасли, заводящей основную валютную выручку в страну. Украинская металлургическая отрасль постепенно выходит из того коматозного состояния, в котором она пребывала в течение осени-зимы.
Дымник, флюгарка, колпак – все они служат для защиты дымоходной трубы, газохода, вентиляционного ввода от попадания осадков, мусора, птиц, но также увеличивают тягу и защищают от преждевременного разрушения. Колпак на дымоход можно заказать в «Мастерской колпаков».
Согласно данным ОП “Металлургпром”, в апреле отечественные метпредприятия достигли наивысшего уровня производства с августа 2014 г., то есть с момента начала активных боевых действий на Донбассе. В мае эти показатели продолжили расти. Кроме того, летом также ожидается увеличение выпуска основных видов металлопродукции. Тем не менее, даже до минимальных значений довоенных времен, очевидно, еще далеко. В июле 2014 г. производство было зафиксировано на уровне 2,456 млн. т. Кстати, текущий уровень загрузки сталеплавильных мощностей составляет 80%, по прокату – 70%, а в простое находятся только два завода – ДЭМЗ и ДМПЗ.
Производство основных видов металлопродукции в Украине, млн. т
Апрель | Май | Июнь* | Июль* | |
Чугун | 1,706 | 1,927 | 2,0 | 2,1 |
Сталь | 1,922 | 2,177 | 2,2 | 2,3 |
Прокат | 1,683 | 1,836 | 1,8 | 1,9 |
* – прогноз. Данные: Металлургпром.
На этом, в принципе, хорошие новости для украинских металлургов заканчиваются. Согласно данным “Держзовнишинформа”, за 4 месяца Украина сократила экспорт стали в натуральном выражении на 25% до 6,6 млн. т (причем, по всем позициям – сорт, лист, полуфабрикаты), а в стоимостном выражении пике еще круче – падение на 38% до $2,8 млрд. При этом, в связи с рецессией на отечественном рынке доля экспорта в общем объеме произведенного металлопроката возросла до 87 с 82% годом ранее. На снижение “стальных” цен жаловались многие руководители меткомпаний. “АрселорМиттал Кривой Рог” (АМКР) экспортирует почти 86% от всей производимой металлопродукции, а на внешних рынках складывается очень тяжелая ситуация”, – говорил в апреле генеральный директор предприятия Парамжит Калон. Глава крупнейшего в Украине горно-металлургического холдинга “Метинвест” Юрий Рыженков также отмечал снижение котировок на метпродукцию на фоне падения стоимости угля и железной руды. По словам Дмитрия Фурманова, гендиректора ООО “Евраз Украина”, снижение цен на железорудное сырье и металлопродукцию, а также повышение конкуренции и сокращение рынка металла в Украине вынудило компанию искать новые рынки.
Что касается географии сбыта, то она также претерпела не глобальные, но значительные изменения. В “Держзовнишинформе” говорят, что в январе-апреле экспорт украинской металлопродукции в страны СНГ рухнул наполовину, с 1,1 млн. т до 550 тыс. т, в т.ч. в Россию – на 57%, с 790 тыс. т до 340 тыс. т. При этом доля СНГ в географической структуре поставок уменьшилась с 12% до 8%, в т. ч. доля России – с 9% до 5%.
Более того, российские металлурги (наряду с китайцами) за счет девальвации рубля стали основными конкурентами Украины. П. Калон говорит, что в настоящее время главными экспортными рынками АМКР являются страны Ближнего Востока, Северной Африки, частично продажи идут в Ливан, Израиль, Сирию и другие страны, где приходится сталкиваться с ужесточением конкуренции со стороны КНР и РФ.
Д. Фурманов сообщил, что ДМЗ имени Петровского сокращает продажи на рынке РФ три года подряд, и это не связано с политикой. “На российском рынке очень высокая конкуренция, вводятся новые мощности, новые производства, – сказал он. – Мы считаем, что необходимо работать на локальных рынках, близких к нам. Это Украина, Европа, Ближний Восток и Северная Африка”.
Ю. Рыженков называет европейский рынок ключевым для “Метинвеста”. “На сегодня наши три европейских завода загружены полностью. Мы поставляем нашу продукцию, в том числе “Азовстали”, ММК им. Ильича, на европейский рынок через нашу сеть дистрибуторов. Это достаточно важный для нас рынок. Мы намерены развивать его и далее”, – говорил он в мае. Действительно согласно отчету холдинга, почти 35% его продаж пришлось на ЕС, еще 21 – на страны MENA, тогда как доля украинского рынка сократилась с 25% до 19%.
Военные действия на Донбассе, которые привели к остановке ряда метпроизводств, негативно сказались на работе “смежников”. В свою очередь, металлурги теряют не только физические объемы, но страдают от снижения глобальных цен на сталь и сырье.
Именно с восстановлением отечественного рынка связаны надежды не только металлургов, но и “смежников”. По словам замначальника управления ассоциации “Укррудпром” Николая Чувакова, украинские ГОКи сократили производство железорудного концентрата за 5 месяцев на 6% до 27,3 млн. т. При этом поставки ЖРС на внутренний рынок рухнули на 39% до 8,6 млн. т, тогда как на экспорт подскочили на 16% до 19 млн. т. Понятно, что такая плачевная ситуация связана с простоем ряда меткомбинатов в зимне-весенний период. Енакиевский МЗ возобновил работу в марте, Донецкий МЗ – в конце апреля, а Алчевский МК – лишь в самом начале июня. И все эти предприятия, а также мариупольские гиганты работают на пониженной, а некоторые и вовсе на минимальной загрузке.
Генеральный директор Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) Владимир Куцин утверждает, что 30%-ное падение выплавки стали по Украине связано с нестабильной работой донецкой группы заводов (а также мариупольских комбинатов), тогда как “АрселорМиттал Кривой Рог”, “Запорожсталь”, ДМКД и ДМЗ им. Петровского работают относительно стабильно.
“Мы потеряли эти рынки, и, естественно, теряем объемы”, – сказал он, уточнив, что загрузку мощностей НЗФ (порядка 70%) в условиях падения внутреннего рынка удается частично компенсировать за счет экспорта, главным образом, в Европу и Юго-Восточную Азию.
Аналогичная ситуация сложилась и на Запорожском заводе ферросплавов (ЗЗФ). “На сегодня приходится больше ориентироваться на экспорт. С украинскими предприятиями мы расположены работать, раньше почти 50% нашей продукции поставлялось на внутренний рынок. Но в настоящее время мы более стабильно работаем по экспорту. Поэтому на внешние рынки уходит порядка 65-80% выплавляемых нами ферросплавов в месяц”, – сообщил председатель правления предприятия Павел Кравченко.
Такие же тенденции наблюдаются и в других смежных отраслях. Как отметила замгендиректора ассоциации “Укрогнеупор” Лариса Шумячкова, за 5 месяцев огнеупорные предприятия страны сократили производство на 8%. При этом по-прежнему простаивают Пантелеймоновский и Красногоровский огнеупорные заводы, находящиеся в зоне АТО. Финансовые результаты большинства украинских меткомпаний являются “тайной за семью печатями”. Например, в “Евразе” объясняют это тем, что “материнская” компания котируется на Лондонской фондовой бирже, поэтому раскрытие любой информации весьма зарегулировано. Аналогичная ситуация с АМКР, который вообще входит в дивизион “Азия, Африка и СНГ” и не рассматривается ArcelorMittal, как отдельное подразделение. В то же время “Интерпайп” и ИСД всегда были закрыты с точки зрения обнародования финпоказателей.
Если же брать только открытые компании, например, “Метинвест” и Ferrexpo, то картина получается не очень радостной. В 1 квартале выручка “Метинвест Холдинга” снизилась на 38% до $1,821 млрд., крутое пике показала скорректированная EBITDA – “минус” 61% до $341 млн. “В целом финпоказатели отвечают неблагоприятной фундаментальной картине на рынках стали и металлургического сырья и усугубляются просадкой размеров продаж метпродукции в связи с военными действиями на Донбассе”, – полагает аналитик инвесткомпании Eavex Capital Иван Дзвинка. По его словам, выручка “Метинвеста” упала на $1,1 млрд. “Снижение продаж на украинском рынке составило $0,4 млрд., на экспортных – $0,7 млрд. Поэтому падение на треть обусловлено отечественным рынком и на две трети – сокращением экспорта”, – констатирует аналитик. Кроме снижения объемов на финансовые результаты “Метинвеста” негативно влияло падение цен на металлопродукцию и железорудное сырье (потеря – $1,106 млрд.), что отражено в 61%-ном обвале показателя EBITDA. “Позитивный эффект от девальвации ($197 млн.) и позитивный вклад результатов “Запорожстали” ($84 млн.) оказались недостаточными для компенсации падения на 34-52% (в зависимости от сортамента и региона продаж) цен на руду по сравнению с 1 кварталом 2014 г. Коррекция цен на ЖРС как раз и стала доминантным фактором падения EBITDA”, – отметил И. Дзвинка.
Что касается Ferrexpo, то ее квартальная прибыль рухнула в годовом исчислении в 2,1 раза до $58,43 млн. Показательно, что на ее финрезультаты существенное влияние оказало падение цен – показатель EBITDA сократился на 41% до $112 млн., тогда как объемы продаж окатышей в натуральном выражении снизились всего на 1,8% до 2,793 млн. т, а производство даже выросло на 2,5% до 2,885 млн. т.
Кстати, размер квартальной прибыли “Метинвест” не раскрыл. Но обычно этот показатель составляет порядка 10% от EBITDA. Если взять годовой отчет группы за 2014г., то прибыль чуть превысила 5% от EBITDA. То есть, проецируя данную закономерность на 1 квартал, получается, что холдинг завершил январь-март с прибылью около $20 млн. Не мудрено, что руководство группы так сильно настаивает на погашении задолженности и своевременному возврату НДС (3 млрд. грн. или $143 млн. по текущему курсу). Эта проблема подкашивает ликвидность компании, вымывая ее оборотный капитал, что в свою очередь неизбежно приведет к сокращению размеров выпуска продукции и в итоге – к снижению налоговых отчислений. Характерно, что проблема обострилась для металлургов именно в начале 2015 г.
Несмотря на оптимистические прогнозы на лето, украинская металлургия все еще находится в тяжелом состоянии. Провал внутреннего рынка, слабый тонус экспортных рынков, а также ряд проблем в регуляторной сфере – возмещение НДС, повышение ставок на недра и тарифов на ж/д перевозки – только добавляют проблем отечественной отрасли, которая выглядит этаким “колоссом на глиняных ногах”. В такой ситуации государству логично было бы оказать хоть какую-то непрямую, конечно, поддержку ГМК, но оно напротив методично усложняет жизнь бюджетообразующую отрасли, поставляющей основную валютную выручку в страну. Кстати, согласно данным ассоциации Worldsteel, по итогам 2014 г. украинские меткомпании существенно сдали свои позиции в рейтинге ведущих сталепроизводителей мира. “Метинвест” скатился с 24-го места на 33-е, ИСД вообще вылетел из ТОП-50, значительно просели “Запорожсталь” и “Донецксталь” в первой сотне. И пока никаких предпосылок к улучшению ситуации в 2015г., к сожалению, нет. (Андрей Писаревский, Uaprom.info/Металл Украины и мира)