По данным American Iron and Steel Institute (AISI), 23-28 ноября выплавка стали в США составила 1,349 млн. т (метрических), что на 19,9% уступает показателю аналогичного периода предыдущего года. Средний уровень загрузки мощностей в национальной металлургической отрасли оценивается в 62,2%, что представляет собой самую низкую отметку с середины 2009 г.
В конце ноября 2014 г. данный показатель достигал 77,2%. Более того, еще в середине ноября американские производители работали, в среднем, более чем с 65%-ной загрузкой. Спад, очевидно, связан с недавней остановкой меткомбината Granite City компании U.S. Steel. За 11 месяцев (без двух последних дней ноября) в США, по данным AISI, было выплавлено 73,26 млн. т стали, на 8,7% меньше, чем в тот же период прошлого года. Средний уровень загрузки мощностей составил 71,7% против 77,8% в январе-ноябре 2014 г.
Руководство AISI привычно возлагает вину за кризис в американской металлургической отрасли на импорт. В октябре, по предварительным данным американской таможенной службы, его объем составил 2,71 млн. т, на 5,4% больше, чем в сентябре. При этом поставки готового проката возросли на 1,4% по сравнению с предыдущим месяцем. В наибольшей степени увеличился импорт арматуры, почти вдвое превысивший сентябрьский показатель, листа с покрытием из иных цветных металлов, кроме цинкового, балок, катанки и горячекатаных рулонов.
Однако если сравнивать нынешние показатели с прошлым годом, картина получится совсем иная. Как раз осенью 2014 г. поставки зарубежной стальной продукции в США резко пошли на подъем. Поэтому уровень октября 2015 г. оказался на 32,7% ниже, чем в том же месяце годичной давности. Всего за десять месяцев в страну поступило из-за рубежа 30,74 млн. т стали, на 8,4% меньше, чем в тот же период годом ранее. Самым значительным оказалось падение импорта полуфабрикатов – на 2,43 млн. т и нефтегазовых труб – более чем на 1,1 млн. т. Выросли поставки труб большого диаметра (свыше 16 дюймов) – на 569 тыс. т и арматуры (на 519 тыс. т). Сильнее всего по сравнению с январем-октябрем 2014 г. сократился импорт из России – почти на 1,97 млн. т и Мексики – на 680 тыс. т (главным образом, за счет слябов). Увеличился экспорт в США турецкой (почти на 590 тыс. т) и бразильской (более чем на 460 тыс. т) стальной продукции.
При этом антидемпинговые расследования по импорту оцинкованной стали, горяче- и холоднокатаных рулонов оказали пока что лишь ограниченное воздействие на американский рынок. По итогам десяти месяцев закупки горячекатаных рулонов сократились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, холоднокатаных – на 2,2%, а оцинкованной стали – вообще выросли на 6,5%. Не помогло американским металлургам и прошлогоднее введение заградительных пошлин на китайскую катанку. Ее поставки были компенсированы из других источников, снизившись по итогам января-октября 2015 г. только на 6,5% по сравнению с уровнем десяти месяцев 2014 г.
По прогнозу World Steel Association (WSA), в 2015 г. потребление стали в Северной Америке должно уменьшиться только на 2,7% по сравнению с предыдущим годом, от 144,8 млн. до 140,7 млн. т. Но очевидно, что в США спад окажется более значительным. Учитывая, что в декабре на американском рынке стали сохранятся текущие неблагоприятные тенденции, производство стали в стране может составить по итогам года 79-80 млн. т, примерно на 10% меньше, чем годом ранее (88,2 млн. т, по данным WSA), а сокращение импорта может превысить 10% по сравнению с 2014 г. При относительно постоянных объемах американского экспорта стали (12 млн. т в 2014 г., по данным WSA) это означает, что потребление стальной продукции в США в 2015 г. также может уменьшиться примерно на 10% по сравнению с 2014 г., т. е. почти на столько же, сколько и в России.
Наибольший спад на американском рынке стали приходится на отрасли, связанные с нефтедобычей, капиталовложения в которую в этом году упали на 20% по сравнению с прошлым годом. Снижение спроса коснулось труб, нефтегазового оборудования, цистерн и нефтеналивных барж. Кроме того, политика “сильного доллара”, которую США проводят уже больше года, очевидно, оказала негативное влияние на национальных машиностроителей и производителей потребительских товаров. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)