Металлурги планируют первое за год повышение цен на 3,5-5%. Это вынудит поднимать цены и автозаводы, но пока лишь на 1%. В прошлый кризис конфликты между металлургами и их клиентами пришлось разрешать Владимиру Путину.
Автопроизводители предстоящее повышение цен комментируют неохотно. Ford состоит в долгосрочных договорных отношениях со всеми поставщикам, и условия изменения цен регулируются в рамках этих контрактов, сообщил представитель компании. “КамАЗ” продолжает работу с поставщиками по прежним контрактам, а подробности раскрывать не будет, сказал РБК пресс-секретарь компании. Представители Renault, группы ГАЗ и “АвтоВАЗа” комментировать цены на прокат не стали.
Повышение отпускных цен часто приводит к конфликтам между металлургами и их покупателями, которые почти при каждом серьезном повышении цен жалуются в правительство и ФАС не его необоснованность. Весь кризис 2008-2009 гг. для них прошел в конфликтах из-за цен, которые приходилось разрешать работавшим тогда вице-премьером и премьером Игорю Сечину и Владимиру Путину. В 2008 г. один из таких конфликтов закончился тем, что Владимир Путин на совещании по металлургии пообещал “вызвать доктора” владельцу “Мечела” Игорю Зюзину, после чего “Мечел” за день потерял треть капитализации. Череда конфликтов закончилась в 2010 г., когда при посредничестве правительства металлурги и их клиенты договорились о переходе на долгосрочные контракты по формуле цены, привязанной к экспортным рынкам.
В последний раз конфликт вокруг цен на сталь разгорелся в конце 2014 г., когда металлурги объявили о грядущем повышении цен на 30-40%. На этот раз в правительство и ФАС жаловались автопроизводители, вагоностроители и нефтяники, недовольные дорогими трубами. После непродолжительных переговоров на уровне Минпромторга и очередных угроз введения экспортных пошлин на сталь металлурги согласились скорректировать цены по нижней границе диапазона (30%).Мировые цены на сталь падают уже три года, и сейчас находятся на дне. Экспортная цена ты горячекатаного проката с поставкой в черноморских портах в 2011 г. составляла $579, сейчас – $262. Российские цены следуют за экспортными: на текущий момент цена на горячекатаный прокат на домашнем рынке снизилась примерно на 30% и на 20% – на холоднокатаный”, – говорит аналитик “ВТБ Капитала” Борис Синицын. Он считает, что повышение цен на прокат в феврале и марте отыгрывает девальвацию рубля в конце прошлого года. “Пока загрузка мощностей в мире находится на минимальном с 2008 г. уровне”, – констатирует аналитик. Рост цен вряд ли будет долгосрочным, речь скорее идет о краткосрочном восстановлении цен под влиянием восполнения запасов, говорится в обзоре БКС.
Автопроизводители реагируют на рост цен быстрее всех потребителей проката. Аналитик “ВТБ Капитала” Владимир Беспалов говорит, что в феврале повышение себестоимости автомобилей может составить 0,3-0,4%, если цены вырастут. “Если подорожание металла приведет еще и к повышению цен на комплектующие, то можно говорить о росте себестоимости на 0,7-1%”, – добавляет аналитик. Прокат занимает небольшую часть в себестоимости автомобиля, поэтому повышение цен на прокат почти не повлияет на цену, считает старший аналитик Sberbank CIB Игорь Васильев. Из-за большого числа импортных комплектующих динамика курса рубля отражается на ценах гораздо больше, говорит он. (РБК/Металл Украины и мира)