Украина находится в шаге от остановки предприятий горно-металлургического комплекса, страну ожидает падение валютной выручки, сокращение рабочих мест. Как сообщает “Корреспондент”, об этом говорится в письме премьер-министру Арсению Яценюку, подписанному руководителями 12 крупнейших металлургических и горно-обогатительных комбинатов.
Причиной предстоящего коллапса промышленники называют решение Мининфраструктуры с марта повысить тарифы на грузовые ж/д перевозки. В случае удорожания доставки, отмечают подписанты, продукция предприятий ГМК станет неконкурентоспособной на мировых рынках. Уже сейчас транспортные расходы украинских производителей превышают затраты конкурентов из Австралии, Бразилии и других стран.
“Логистические расходы австралийских производителей при поставках в китайский порт Qingdao на сегодня составляют около $9/т, бразильских – $12/т. В то же время расходы производителей Украины – $22/т”, – указывается в обращении. Низкие цены на руду и значительные затраты на транспортировку привели к тому, что большинство отечественных экспортеров сегодня работают в убыток.
“Поднятие тарифов приведет к сокращению производства предприятиями ГМК вплоть до полной их остановки. В железорудной отрасли официально трудоустроено около 50 тыс. человек, для которых эта работа часто является единственным источником семейных доходов”, – отмечается в обращении.
В условиях продолжающегося падения цен на железную руду другие страны поддерживают своих производителей. Государства снижают тарифы на перевозку, чтобы снизить себестоимость продукции и сохранить национального производителя. Российский монополист РЖД получил право увеличить размер скидки с 12,8% до 25% для привлечения клиентов. Украинские чиновники действуют в точности наоборот, собираясь повысить тарифы на 15%.
Промышленники обращают внимание премьера, что для поднятия ж/д тарифов отсутствуют реальные экономические обоснования. К примеру, затраты на приобретение дизельного топлива – одна из основных статей расходов “Укрзализныци” – существенно сократились. Если в первом квартале 2014 г., цена ты дизеля составляла 16,5 тыс. грн., то на сегодняшний день его можно купить за 11,3 тыс. грн. (без НДС). Кроме того, часть доходов “Укрзализниця” получает в валюте, что позволяет компенсировать рост многих статей расходов госкомпании без повышения тарифов.
При этом “Укрзализныця” не раскрывает показатели своей деятельности, не предоставляет анализ расходов ни по статьям, ни по видам деятельности. Как отмечается в письме, судя по заявления руководства “Укрзализныци”, а также представителей Кабмина, госкомпания закончила год практически без убытков – существующий уровень тарифов позволяет железной дороге накапливать средства в фондах капитальных инвестиций. Между тем, суммарный убыток основных грузоотправителей исчисляется десятками млрд. грн.
Металлурги призывают премьера ввести мораторий на повышение грузовых ж/д тарифов до стабилизации ситуации на внешних рынках металла и железорудного сырья. В противном случае экономику Украины ожидают “крайне негативные последствия”. Госрегуляторная служба заблокировала предыдущую попытку повысить ж/д тарифы на грузоперевозки. (Forbes.ua/Металл Украины и мира)