Британская партия UKIP, выступающая против членства Великобритании в ЕС, распространила заявление, в котором поддержала европейских металлургов, проведших 15 февраля в Брюсселе марш протеста, но указала, что они “не заметили слона”, выбрав неправильные лозунги для своего протеста. Участники шествия, среди которых, в частности, был генеральный директор Tata Steel Europe Карл-Ульрих Келер, требовали ограничения импорта стальной продукции из Китая в страны Евросоюза и выступали против предоставления ему статуса страны с рыночной экономикой с 1 декабря 2016 г., как это было предусмотрено условиями вступления КНР в ВТО.
Как отмечает спикер UKIP во вопросам занятости, член британского парламента Джейн Коллинз, рабочих британских сталелитейных предприятий, находящихся под угрозой потери работы, держат в “темноте невежества”, обвиняя во всем китайцев, в то время как основная проблема заключается в низкой конкурентоспособности европейской металлургии, непосредственными причинами которой являются государственное регулирование, высокие цены на электроэнергию и высокие “зеленые” тарифы, а главным виновником – Европейская комиссия. Британское правительство даже не смеет оказать помощь национальным производителям без получения соизволения из Брюсселя!
Безусловно, в этом заявлении есть элементы политической агитации, но следует признать, что парламентарий из UKIP во многом права. Исследование Комитета по стали ОЭСР, проведенное еще в 2013 г., показало, что дополнительные затраты европейских металлургических компаний на выполнение повышенных экологических нормативов ЕС и других требований европейского законодательства достигают 30 евро/т стали. А европейская металлургическая ассоциация Eurofer считает, что реализация положений европейской климатической политики, направленной на сокращение эмиссии углекислого газа, обойдется отрасли в 34 млрд. евро в 2020-2030 гг., т. е. еще примерно в 30 евро/т.
При этом Великобритания даже на фоне других соседей по ЕС отличается повышенным “зеленым экстремизмом”. В частности, в этой стране введена самая высокая в регионе плата за выбросы углекислого газа, более чем втрое превышающая средний уровень по ЕС, а к 2023 г. в Великобритании планируется закрыть все угольные ТЭС, еще в 2014 г. обеспечивавшие немногим менее 40% выработки электроэнергии в стране. Уже сейчас Британия покрывает более 40% потребностей в электроэнергии за счет импорта, что обуславливает высокий уровень цен на нее для промышленных потребителей.
Что же касается Китая, то, по данным Eurofer, он экспортировал в страны ЕС в 2015 г. порядка 6,3 млн. т стальной продукции (без учета труб). В то же время, видимое потребление стали в ЕС в прошлом году оценивается примерно в 150 млн. т, так что доля Китая на региональном рынке составляет менее 5%, хотя в секторе листового проката она, конечно, больше. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)