Беларусь, ранее заблокировавшая пошлины на импорт украинского ферросиликомарганца (ФСМ) в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), теперь согласилась на защитную меру в обмен на скидку в 20% от Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), пишет газета “Коммерсант”.
В июне Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) объявила о введении пятилетней пошлины в 26,35% для Никопольского, Запорожского и Стахановского заводов ферросплавов группы “Приват” Игоря Коломойского (в 2014 г. поставили в РФ сырье на $200 млн.), а также “для прочих производителей” ФСМ в Украине (хотя их нет). Но в конце июля комиссия неожиданно объявила, что решение “приостанавливается на срок, необходимый для рассмотрения вопроса в отношении этого решения Евразийским межправительственным советом”.
Против пошлины тогда выступила Беларусь, пишет издание со ссылкой на источники в отрасли. По их словам, государственный Белорусский металлургический завод, как и несколько российских потребителей, сначала сопротивлялся введению защитных мер, опасаясь дефицита и повышения цен. Но консолидированной позиции у российских металлургов не было, зато Белоруссия смогла вынести вопрос на межправительственный совет даже после того, как ЕЭК ввела пошлину большинством голосов.
В конце недели 24-28 октября на заседании межправсовета премьер Беларуси Андрей Кобяков, которого цитирует БелТА, заявил: “Благодаря конструктивной позиции по итогам переговоров заинтересованных субъектов хозяйствования стороны нашли взаимоприемлемую развязку по вопросу о применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ферросиликомарганца, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС”. Деталей премьер не раскрыл, в ЕЭК на запрос не ответили.
По словам источников, дело в том, что крупнейший российский производитель ферросплавов ЧЭМК (входит в холдинг “Ариант” Александра Аристова и Юрия Антипова), инициировавший введение пошлины, согласился предоставить БМЗ скидку в 20% к спотовым ценам на ФСМ. “Это беспрецедентная скидка”, – говорит один из собеседников, но затрудняется назвать объемы потребления белорусов.
В БМЗ не ответили на запрос, в ЧЭМК отказались от комментариев. Источник, знакомый с договоренностями сторон, говорит, что у ЧЭМК с белорусами “заключено комплексное соглашение, речь идет не только о скидках”. По его словам, контракты между металлургами и поставщиками ферросплавов краткосрочные, до года максимум, а ценообразование на тендерах строится на базе западноевропейских котировок сырья аналитической группы CRU.
Российские металлурги тему не комментируют. В некоторых компаниях говорили, что не видят серьезных последствий от пошлин, но были и те, кто опасался дефицита сырья, поскольку только в России спрос доходит до 450 тыс. т в год, а производство в ЕАЭС – лишь около 400 тыс. т в год. В ЧЭМК возражали, что мощности производителей ЕАЭС составляют 644 тыс. т, и сейчас они загружены всего на 45% из-за наплыва импорта. Доля ФСМ в себестоимости металла, по оценкам ЧЭМК и металлургов, не превышает 1-2%.
Олег Петропавловский из БКС считает, что скидка в 20% для БМЗ несущественна для ЧЭМК с учетом того, что компания в результате получает большее влияние на российских металлургов из-за ограничения импорта из Украины (174 тыс. т в 2014 г. и 130 тыс. т в 2015 г.). Традиционно, добавляет аналитик, цена товара поднимается на величину импортных пошлин, так что, по сути, речь идет о сохранении статус-кво для Беларуси и более агрессивном ценовом предложении для потребителей в России. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)